Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Вечная жизнь - а вам нужна она?

Да
Нет
Не решил
Земная не нужна


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 988
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Схоластический метод



Влияние схоластики на современную ей культуру было всеобъемлющим Мы встречаем схоластическую технику расчленения понятий в проповедях и житиях (очень ярко — в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского), схоластические приемы работы со словом — в латиноязычной поэзии от гимнографии до песен вагантов и других сугубо мирских жанров (а через посредство латиноязычной литературы — также и в словесности на народных языках), схоластическая аллегоре-за живо ощущается в практике изобразительных искусств Ориентация на жестко фиксированные правила мышления, строгая формализация античного наследия помогла схоластике осуществить свою «школьную» задачу—пронести сквозь этнические, религиозные и цивилизационные перемены средневековья преемственность завешанных античностью интеллектуальных навыков, необходимый понятийно-терминологический аппарат Без участия схоластики все дальнейшее развитие европейской философии и логики было бы невозможно, даже резко нападавшие на схоластику мыслители раннего Нового времени вплоть до эпохи Просвещения и немецкого классического идеализма включительно никак не могли обойтись без широкого пользования схоластической лексикой (до сих пор весьма заметной в интеллектуальном языковом обиходе западных стран), и этот факт — важное свидетельство в пользу схоластики Утверждая мышление в общих понятиях, схоластика в целом — несмотря на ряд важных исключений — сравнительно мало способствовала развитию вкуса к конкретному опыту, важному для естественных наук, зато ее структура оказалась исключительно благоприятной для развития логической рефлексии, достижения схоластов в этой области предвосхищают современную постановку многих вопросов, в частности проблем математической логики. Гуманисты Возрождения, теологи Реформации и особенно философы Просвещения в исторически обусловленной борьбе против цивилизационных парадигм средневековья потрудились, чтобы превратить само слово «схоластика» в бранную кличку, синоним пустой умственной игры Однако развитие историко-культурной рефлексии не замедлило установить огромную зависимость всей философии раннего Нового времени от схоластического наследия, преемственную связь контрастирующих эпох Достаточно вспомнить, что выдвинутый Руссо и сыгравший столь очевидную революционизирующую роль концепт "общественного договора" восходит к понятийному аппарату схоластики Парадоксальным образом романтически-реставраторский культ Средневековья, оспоривший негативную оценку схоластики, во многих вопросах стоял дальше от ее духа, чем критики схоластики в эпоху Просвещения (напр , Ж. де Местр, 1753—1821, ярый апологет монархии и католицизма, иронизировал по поводу присущей просвещенческому гуманизму абстракции «человека вообще», вне наций и рас, одним этим движением опрокидывая заодно с идеологией Французской революции все здание традиционно-католической антропологии и впадая в недопустимый «номинализм»).
В замкнутом мире католических учебных заведений схоластика в течение ряда веков сохраняла периферийное, но не всегда непродуктивное существование Среди проявлении запоздалой схоластики раннего Нового времени необходимо отметить творчество испанского иезуита Ф. Суареса (1548—1617), а также — ввиду цивилизационного значения для восточнославянского ареала — православный вариант схоластики, насаждавшийся в Киеве митрополитом Петром Могилой (1597—1647) и оттуда распространявший свое влияние на Москву.
Интерес католических ученых к схоластике стимулировал после разрыва традиции в пору Просвещения, в контексте романтического и постромантического историзма 19 в, историко-философские штудии, публикации текстов и т п ; проект модернизирующей реставрации схоластики в виде неосхоластики, которая давала бы ответы на современные вопросы, при этом предполагался, а в 1879 был поддержан папским авторитетом (энциклика Льва XIII «Aeterni Patris», ориентирующая католическую мысль на наследие Фомы Аквинского — см Неотомизм) Сильным стимулом для этого проекта оказалась в 20 в ситуация противостояния тоталитаристским идеологиям — национал-социализму и коммунизму, такое противостояние создавало потребность в апелляции к идеалу «вечной философии» (philosophia perennis), а также в синтезе между принципом авторитета, способным состязаться с авторитарностью тоталитаризма, и противопоставляемым тоталитаризму пршшипом личности, в примирении христианских и гуманистическим нравственных принципов Именно 1-я половина и середина 20 в — время, когда наследие схоластики могло казаться для авторитетных мыслителей (Ж. Марешалъ, 1878—1944, Ж. Маритен, Э. Жильсон и др ) сокровищницей методов для преодоления сугубо современных проблем (ср., напр , Maritain J Scholasticism and Politics, 1940) В «послесо-борном» католицизме (после Второго Ватиканского собора 1962—65) неосхоластика не исчезает как возможность, но границы ее идентичности, как и признаки ее присутствия в современной культуре, все очевиднее перестают быть осязаемыми.
Лит.: Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания, пер с нем СПб , 1907, Штёкль Л. История средневековой философии, пер. с нем. М., 1912, Стяжкин Н.И. Формирование математической логики М , 1967, Попов П С, Стяжкин Н. И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М , 1974, Соколов В В Средневековая философия М , 1979,Аверинцев С С Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России — В кн Он же Риторика и истоки европейской литературной традиции М , 1996, Gilson E. H L'esprit de la philosophie medievale P, 1932, 2 ed I—II P, 1944, Grabmann M Die Geschichte der scholastischen Methode, I—II Freiburg, 1909—11 (переизд. В , 1957), Он же. Die theologische Erkenntnis- und Einleitungslehre des hi Thomas von Aquin Freiburg l Schweiz, 1947, De Wulf Histoire de la philosophie medievale, I—III, 6 ed Louvain, 1934— 47, Landgraf A. M. Dogmengeschicte dcr Fruhscholastik, I—IV Regensburg, 1952—56, Он же Einfuhrung in die Geschichte der theologischen Litcratur der Fruhscholastik Regensburg, 1956, Le Goff J Les intellectoels au moyen age P, 1957, Chenu M D La theologie comme science au XIII siede, 3 ed P, 1957, Он же Das Werk des hi Thomas von Aquin — Die deutsche Thomas Ausgabe, Erganzungsband II. Hdlb — Graz-Koln, 1960, Metz J-B Christhche Anthropozentnk Ober die Denkform des Thomas von Aquin Munch, 1962, Wilpert P (Hrsg ) Die Mctaphysik im Mittelalter В, 1963, Lang A Die theologische Prinzjpienlehre der mittelalterhchen Scholastik Freiburg, 1964, Schillebeck E Hochscholastik und Theologie — Ofienbarung und Theologie Mainz, 1965, S 178—204, Breidert W Das anstotehsche Kontinuum in der Scholastik, 2 Aufl Munster, 1980, VnesJ de GrundbegniTe der Scholastik, 2 Aufl Darmstadt, 1983, PieperJ Scholastik, 2 Aufl Munch, 1986, Pesch O H Thomas von Aquin Grenze und Grofle mittelalterhcher Theologie. Eine Einfuhrung Mainz, 1988, 2 Aufl , 1959, Schlosser M. Cognitio et amor Paderborn, 1990.
С. С. Аверинцев
Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 15028
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Схоластика и ее задачи
23.03.2009 - Генезис и переодизация схоластики
23.03.2009 - Школы и схоластика
23.03.2009 - Тринитарная концепция истории Джоаккино да Фьоре
23.03.2009 - Иоанн Скотт Эриугена (810–877)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы