Влияние схоластики на современную ей культуру было всеобъемлющим Мы встречаем схоластическую технику расчленения понятий в проповедях и житиях (очень ярко — в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского), схоластические приемы работы со словом — в латиноязычной поэзии от гимнографии до песен вагантов и других сугубо мирских жанров (а через посредство латиноязычной литературы — также и в словесности на народных языках), схоластическая аллегоре-за живо ощущается в практике изобразительных искусств Ориентация на жестко фиксированные правила мышления, строгая формализация античного наследия помогла схоластике осуществить свою «школьную» задачу—пронести сквозь этнические, религиозные и цивилизационные перемены средневековья преемственность завешанных античностью интеллектуальных навыков, необходимый понятийно-терминологический аппарат Без участия схоластики все дальнейшее развитие европейской философии и логики было бы невозможно, даже резко нападавшие на схоластику мыслители раннего Нового времени вплоть до эпохи Просвещения и немецкого классического идеализма включительно никак не могли обойтись без широкого пользования схоластической лексикой (до сих пор весьма заметной в интеллектуальном языковом обиходе западных стран), и этот факт — важное свидетельство в пользу схоластики Утверждая мышление в общих понятиях, схоластика в целом — несмотря на ряд важных исключений — сравнительно мало способствовала развитию вкуса к конкретному опыту, важному для естественных наук, зато ее структура оказалась исключительно благоприятной для развития логической рефлексии, достижения схоластов в этой области предвосхищают современную постановку многих вопросов, в частности проблем математической логики. Гуманисты Возрождения, теологи Реформации и особенно философы Просвещения в исторически обусловленной борьбе против цивилизационных парадигм средневековья потрудились, чтобы превратить само слово «схоластика» в бранную кличку, синоним пустой умственной игры Однако развитие историко-культурной рефлексии не замедлило установить огромную зависимость всей философии раннего Нового времени от схоластического наследия, преемственную связь контрастирующих эпох Достаточно вспомнить, что выдвинутый Руссо и сыгравший столь очевидную революционизирующую роль концепт "общественного договора" восходит к понятийному аппарату схоластики Парадоксальным образом романтически-реставраторский культ Средневековья, оспоривший негативную оценку схоластики, во многих вопросах стоял дальше от ее духа, чем критики схоластики в эпоху Просвещения (напр , Ж. де Местр, 1753—1821, ярый апологет монархии и католицизма, иронизировал по поводу присущей просвещенческому гуманизму абстракции «человека вообще», вне наций и рас, одним этим движением опрокидывая заодно с идеологией Французской революции все здание традиционно-католической антропологии и впадая в недопустимый «номинализм»).
В замкнутом мире католических учебных заведений схоластика в течение ряда веков сохраняла периферийное, но не всегда непродуктивное существование Среди проявлении запоздалой схоластики раннего Нового времени необходимо отметить творчество испанского иезуита Ф. Суареса (1548—1617), а также — ввиду цивилизационного значения для восточнославянского ареала — православный вариант схоластики, насаждавшийся в Киеве митрополитом Петром Могилой (1597—1647) и оттуда распространявший свое влияние на Москву.
Интерес католических ученых к схоластике стимулировал после разрыва традиции в пору Просвещения, в контексте романтического и постромантического историзма 19 в, историко-философские штудии, публикации текстов и т п ; проект модернизирующей реставрации схоластики в виде неосхоластики, которая давала бы ответы на современные вопросы, при этом предполагался, а в 1879 был поддержан папским авторитетом (энциклика Льва XIII «Aeterni Patris», ориентирующая католическую мысль на наследие Фомы Аквинского — см Неотомизм) Сильным стимулом для этого проекта оказалась в 20 в ситуация противостояния тоталитаристским идеологиям — национал-социализму и коммунизму, такое противостояние создавало потребность в апелляции к идеалу «вечной философии» (philosophia perennis), а также в синтезе между принципом авторитета, способным состязаться с авторитарностью тоталитаризма, и противопоставляемым тоталитаризму пршшипом личности, в примирении христианских и гуманистическим нравственных принципов Именно 1-я половина и середина 20 в — время, когда наследие схоластики могло казаться для авторитетных мыслителей (Ж. Марешалъ, 1878—1944, Ж. Маритен, Э. Жильсон и др ) сокровищницей методов для преодоления сугубо современных проблем (ср., напр , Maritain J Scholasticism and Politics, 1940) В «послесо-борном» католицизме (после Второго Ватиканского собора 1962—65) неосхоластика не исчезает как возможность, но границы ее идентичности, как и признаки ее присутствия в современной культуре, все очевиднее перестают быть осязаемыми.
Лит.: Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания, пер с нем СПб , 1907, Штёкль Л. История средневековой философии, пер. с нем. М., 1912, Стяжкин Н.И. Формирование математической логики М , 1967, Попов П С, Стяжкин Н. И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М , 1974, Соколов В В Средневековая философия М , 1979,Аверинцев С С Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России — В кн Он же Риторика и истоки европейской литературной традиции М , 1996, Gilson E. H L'esprit de la philosophie medievale P, 1932, 2 ed I—II P, 1944, Grabmann M Die Geschichte der scholastischen Methode, I—II Freiburg, 1909—11 (переизд. В , 1957), Он же. Die theologische Erkenntnis- und Einleitungslehre des hi Thomas von Aquin Freiburg l Schweiz, 1947, De Wulf Histoire de la philosophie medievale, I—III, 6 ed Louvain, 1934— 47, Landgraf A. M. Dogmengeschicte dcr Fruhscholastik, I—IV Regensburg, 1952—56, Он же Einfuhrung in die Geschichte der theologischen Litcratur der Fruhscholastik Regensburg, 1956, Le Goff J Les intellectoels au moyen age P, 1957, Chenu M D La theologie comme science au XIII siede, 3 ed P, 1957, Он же Das Werk des hi Thomas von Aquin — Die deutsche Thomas Ausgabe, Erganzungsband II. Hdlb — Graz-Koln, 1960, Metz J-B Christhche Anthropozentnk Ober die Denkform des Thomas von Aquin Munch, 1962, Wilpert P (Hrsg ) Die Mctaphysik im Mittelalter В, 1963, Lang A Die theologische Prinzjpienlehre der mittelalterhchen Scholastik Freiburg, 1964, Schillebeck E Hochscholastik und Theologie — Ofienbarung und Theologie Mainz, 1965, S 178—204, Breidert W Das anstotehsche Kontinuum in der Scholastik, 2 Aufl Munster, 1980, VnesJ de GrundbegniTe der Scholastik, 2 Aufl Darmstadt, 1983, PieperJ Scholastik, 2 Aufl Munch, 1986, Pesch O H Thomas von Aquin Grenze und Grofle mittelalterhcher Theologie. Eine Einfuhrung Mainz, 1988, 2 Aufl , 1959, Schlosser M. Cognitio et amor Paderborn, 1990.
С. С. Аверинцев
|