Интенция | Все о философии Бесплатные тесты онлайн
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваш интерес к философии обусловлен

Учебой
Работой
Интересом
Самопознанием
Другим


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 988
Комментарии: 0
Спонсоры

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Иоанн Скотт Эриугена (810–877)

Ирландский средневековый мыслитель-схоласт


1. Оригинальный ум

Усилия Карла Великого и Алкуина по развитию западной культуры дали мощный толчок развитию философии и богословия. В этот период стали закладываться основы схоластики, – богословской системы, которая в течение нескольких веков будет безраздельно господствовать в западной мысли. Крупнейшим представителем предсхоластики – так ученые называют период с 800 по 1050 год – стал Иоанн Скотт Эриугена.

С закатом античности на несколько веков наступает эпоха, в которую главным образом сохранялось полученное по традиции идейное наследие. Исключением для этой эпохи является творчество выходца из Ирландии Иоанна Скота Эриугены (Джон дю Скотт), ок. 850 г. назначенного карлом Лысым преподавателем своей придворной школы (“Эрин” – Ирландия).

О ранних годах Скотта в Ирландии известно мало, кроме того, что в те времена эта страна была одним из немногих центров классического образования. Оставаясь христианской, Ирландия находилась вдали от Рима и подчинялась католическому центру лишь номинально.

К тому времени в западной Европе обостряются философские и богословские споры, в частности, возникает спор о свободе и предопределении. Многих не могло успокоить известное августиновское положение: с одной стороны – человек свободен, а с другой – при сотворении мира все люди были предопределены: одни ко спасению, другие – к осуждению. В 847 году король Галлии (Франции) Карл Лысый приглашает его в качестве арбитра теологической дискуссии. Его первый известный философско-религиозный трактат «О божественном предопределении» был посвящен обобщению результатов этого диспута и критическому анализу трудов блж. Августина, которые более 500 лет служили краеугольным камнем католического вероучения. В большинстве случаев человека, подвергавшего сомнению учение Августина, ожидали отлучение от Церкви или смерть.

Этот труд Эриугены был действительно тут же осужден как еретический. Но под патронажем Карла Лысого Эриугена остался невредим. Король не только не изгнал его и не лишил своего благословения, но, наоборот, поручил Иоанну заняться комментаторской и переводческой деятельностью.

2. Непредвзятый подход

В IX-X вв. в Европе выросло новое поколение ученых. До той поры ученые были редкостью. Первым из этой плеяды стал Эриугена. Скотт изучал классическое наследие в чисто философских целях (отнюдь не ради пользы Церкви), что в IX веке считалось еретическим занятием. Памятники классической литературы в большинстве своем были сохранены, но изучением их почти никто не занимался, и неудивительно, что специализация Скотта на античной Греции стала причиной его по тем временам почти еретического рационализма. Именно во время этой работы он познакомился с идеями неоплатонизма.

По просьбе Карла Лысого, Эриугена переводит «Ареопагитики» Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Ambigua» и «Вопросоответы к Фалассию» преп. Максима Исповедника, работу св. Григория Нисского «О сотворении человека». В это же время Эриугена пишет свою главную работу «О разделении природы», в которой истолковывает христианство с точки зрения неоплатонизма. Кроме Дионисия Ареопагита, преп. Максима Исповедника и св. Григория Нисского повлиял на Эриугену и бл. Августин, от которого он взял философский стиль своего мышления. Греческую философию он знал только в изложениях, однако по духу философия Иоанна Скота Эриугены во многом наследовала черты греческой философии. К произведениям Дионисия-Ареопагита Эриугена составил комментарии. Известны также комментарии Иоанна Скотта на Евангелие от Иоанна и произведения философа Боэция. Эриугена также написал трактат о свободных искусствах.

Пока не установлено, от чего умер этот философ.

3. Судьбы

Эриугена – выдающийся философ Средневековья, яркий представитель Каролингского возрождения. Его учение не нашло отклика у современников во многом из-за того, что его работы находились в стороне от основной линии развития схоластической философии. На поместных соборах в Валенсии и Лангре в 855 и 859 годах учение Эриугены было осуждено как возврат к Оригену.

Фактически "открытие" его произведений приходится на XII век.

Но уже в XIII столетии в учении Эриугены были усмотрены элементы пантеизма (отождествление Бога и природы), работа "О разделении природы" была осуждена Церковью на поместном соборе в Париже в 1210 году, а в 1225 году папа Гонорий III осудил все экземпляры книги к сожжению.

Труды Эриугены ожидала трудная судьба. Представления философа о всеприсутствии Бога в мире вызвали обвинения в пантеизме: главная книга Эриугены "О разделении природы" была осуждена поместными соборами XIII века, приговорена к сожжению. Впервые напечатанная в Оксфорде в 1681 году, она она была тут же помещена в "Индекс запрещенных книг". Хотя элементы пантеизма действительно сильны в произведениях Эриугены, и через них проникли не только в средневековую, но в ренессансную и даже современную мысль, его талантливый, смелый и перспективный синтез теологии и неоплатонических идей явился важной вехой в развитии западноевропейской философии.

В любом случае, Эриугена впервые перевёл на латинский язык труды Псевдо-Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника и создал целостную философскую систему, в которой синтезировал идеи западной и восточной христианской философии.

Об Иоанне Скоте Эриугене написана замечательная работа Александра Ив. Бриллиантова: «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены». В этой работе кроме детального анализа философии Эриугены рассматривается вообще философия раннего средневековья, в том числе и специфика католического и восточно-православного образа мышления, ибо Иоанн Скот Эриугена, как никакой другой мыслитель средневековья, был связан и с западной, и с восточной культурами.

Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 9223
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Схоластика и ее задачи
23.03.2009 - Схоластический метод
23.03.2009 - Генезис и переодизация схоластики
23.03.2009 - Школы и схоластика
23.03.2009 - Тринитарная концепция истории Джоаккино да Фьоре

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

философский камень
Полезное
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы