Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Вечная жизнь - а вам нужна она?

Да
Нет
Не решил
Земная не нужна


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 986
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Иоанн Скотт Эриугена (810–877)



Учение о «четырех природах»


1. Труд «О разделении природы»

Основным трудом Эриугены является работа «О разделении природы» (написана между 862 и 866 годами). Книга представляет диалог между учителем и учеником и отмечена сильным влиянием латинских и греческих авторов-платоников: блж. Августина, Псевдо-Дионисия, Максима Исповедника. В ней 5 частей:

в первой автор размышляет о Боге, о Его непознаваемости и о возможностях человеческого языка описать Божество;

во второй обсуждаются различные вопросы бытия, сотворенного и несотворимого;

третья посвящена проявлениям Бога в мире,

а четвертая и пятая связаны с судьбой человека – его изначально безгрешным состоянием, грехопадением и возвращением к Богу во Христе.

Как видим, в своем труде «О разделении природы» Эриугена дал систематизированную картину Вселенной, своего рода “догматику”.

2. Природа

Особенность учения Эриугены в том, что он объединил Бога и мир в едином пантеистическом понятии природы, или сущего.

Итак, все существующее Эриугена называет природой, и поскольку Бог существует, постольку и Бог есть природа [Спиноза]. Бог есть все во всем, Он сущность всего, поэтому, в любой сотворенной Им вещи, Бог присутствует во всей свой полноте.

3. Поэтапное творение

Бог творит наш мир, но творит не в однократном своем творении, а в некоем вневременном созидании. Это созидание Эриугена описывает в виде 4 этапов, 4 ступеней.

Процесс развития идет от Бога к миру, а затем все существующее возвращается к Богу. Процесс этот проходит 4 ступени.

1) Первая ступень – «природа несотворенная и творящая» (natura non creata creans), что есть вечный Бог, творец всего сущего.

2) Вторая ступень – «природа сотворенная и творящая» (natura creata creans), т. е. божественные идеи.

3) Третья – «природа сотворенная и нетворящая» (natura creata nec creans), или мир чувственных предметов и явлений.

4) Наконец, четвертая ступень – природа несотворенная и нетворящая. Это опять Бог, но не как производящая причина, а как причина целевая. Это мир, пришедший к Божественному совершенству. Бог, таким образом, есть начало и завершение мира бытия.

4. Ступени творения

1-я ступень Творения

1-я ступень процесса – это natura non creata creans, «природа не сотворенная, но творящая». Начальная ступень процесса – это Бог как причина всего. Только лишь Бог несотворен и творит. Бог как Творец. (Что создает, но не создано? Очень просто, – это Бог).
2-я ступень Творения

2-й этап – natura creata creans, т. е. «природа сотворенная и творящая» – божественные идеи (небесные идеи – в формулировке Платона, – по которым создается все творение). На 2-м этапе Бог творит Ум, божественные идеи, существующие в Сыне Божием, которые являются посредниками между Богом и миром, это и есть природа сотворенная и творящая. Вернее, говорить об этапах не совсем верно, ибо рождение Сына не предшествует во времени сотворению в Нем идей. Они совечны Ему, но все же отличаются от Него как отличается тварь от Творца. Создание неба и земли, о котором говорится в 1-й главе Книги Бытия, – это и есть создание творческих идей в Сыне. Сами по себе идеи непознаваемы и для людей, и для ангелов. Познавать их можно только в конечном мире, в теофаниях. Следуя Дионисию-Ареопагиту, Эриугена ограничивается указанием 15-ти идей: это –

благость,

сущность,

жизнь,

разум,

интеллигенция,

мудрость,

сила,

блаженство,

истина,

вечность,

величие,

любовь,

мир,

единство,

совершенство.

Для Бога существуют только эти идеи, уже в них Он мыслит конечный мир. (Что создает и создано? Отвечая на этот вопрос, Скотт заимствует идею Платона о создании мира из универсальных субстанций, состоящих из отдельных предметов. Как только процесс творения приближается к этой стадии, воля Бога начинает отходить на задний план, позволяя людям самим создавать конкретные формы из сотворенных Богом универсалий).

3-я ступень Творения

3-й этап – natura creata nec creans, «природа сотворенная и нетворящая». Но сам мир есть дальнейшее раскрытие божественных идей – это и составляет содержание 3-го этапа. Это мир сотворенный и нетворящий, имеющий источник творения вне себя. Праобразы для природы сотворенной и нетворящей: индивидуальные вещи (твари). Мир, Вселенная, включая человека. (Что создано и не создает? Это невидимые объекты пространства и времени).

Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 24000
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Схоластический метод
23.03.2009 - Схоластика и ее задачи
23.03.2009 - Генезис и переодизация схоластики
23.03.2009 - Школы и схоластика
23.03.2009 - Тринитарная концепция истории Джоаккино да Фьоре

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы