Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли что-то, над чем нельзя смеяться?

Есть
Нет
Не решил


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1131
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Иоанн Скотт Эриугена (810–877)



4-я ступень Творения

И 4-й этап – natura non creata nec creans, «природа несотворенная и нетворящая». Здесь Бог возвращается Сам к Себе как цели всего. Поэтому здесь Бог есть природа несотворенная и нетворящая. Бог есть природа несотворенная, и на этом последнем этапе Он достигает цели Своего творения и поэтому уже не творит. Бог в состоянии покоя, закончивший творение (конечная цель которого достигнута). Бог как последний предел в возвратном движении, как Конечная Причина. (Что не создает и не создано? Ответ на это – снова Бог. Может показаться, что последний пункт противоречит первому, и это действительно так, причем противоречие тут намеренное. Оно подчеркивает мысль автора о том, что Бог может осуществлять процесс творения, только являясь “вещью”, которая творит, но так как, по определению, каждая вещь должна быть создана, а с Богом, если он является высшим существом, этого быть не может, то, следовательно, Бог не может “создавать”. Тот факт, что Скотт считал Бога не созданным и не создающим, в IX веке мог быть приравнен к тягчайшей ереси, если его истолковать как унижение достоинства верховного существа).

5. Теофания

Следует особо подчеркнуть, что Бог существует во всех 4-х формах природы. Однако Сам Он выше всех этих форм и выше всех этих понятий. Эриугена, так же как Дионисий Ареопагит исповедует и апофатическое и катафатическое богословие. Он пишет, что о Боге можно утверждать не в собственном, а в переносном смысле, и отрицать не в переносном, а в собственном смысле. Для человека, как для твари, Он беспределен, но для Себя Бог имеет предел. Для человека, и даже для ангелов, Бог непознаваем, сам же Бог Себя познает.

Творение в целом следует мыслить как самооткровение (теофанию) сокровенного Бога, тем самым познающего Себя Самого. [Получается, что творения – это эманация Бога?]

6. Идеализм

Человеческий дух – ключ к миру, открывающий его смысл как божественное самооткровение.

Человек может познать Бога только лишь через Его проявления в бытии вещей. Наблюдая движение вещей, мы постигаем божественную жизнь, наблюдая порядок тварного мира, мы постигаем божественную мудрость и т.д. Человек может эти идеи познавать, поскольку они являются в мире.

Согласно реализму Эриугены, материальные тела сводятся к их интеллектуальным характеристикам, поэтому материальность этих тел кажущаяся. Каждое тело может быть описано его величиной, формой, положением, весом, плотностью, цветом и т.д., т. е. каждая индивидуальная вещь может быть описана качественными, количественными и другими реальными характеристиками. Поэтому материальность тела призрачна. Реально существуют лишь реальные идеи.

7. Мир – в нашей мысли

Человек, как и все остальное, является творением Божиим, но человек есть образ Божий, Его мысль.

Собственно говоря, все творение Бога есть мысль, человек же есть мысль, мыслящая сама себя. В нас эта мысль тождественна бытию, поэтому в нашу мысль разрешается все бытие. Отсюда становится возможным познание мира.

Этот материальный мир существует в нашей мысли, существует как некоторое проявление духа, это проявление божественного духа, проявляющегося в нашей мысли. Поэтому все находится в человеке, и сотворение человека является одновременно и сотворением мира.

И мир, и тело человека – лишь явление в психической жизни человека и существует в человеке; человек же сознает это, поскольку все существует наперед в Боге. Поэтому все по своей сущности духовно, и лишь для нефилософского ума, поврежденного грехопадением, чувственное бытие имеет самостоятельное существование.

Человек – это мысль, познающая сама себя. Познавая себя, человек познает весь мир, находящийся в нем, и поэтому познает и Бога. Поэтому самопознание для Эриугены [вслед за Плотином] является ключом к познанию и мира и Бога. Но человек в свое время совершил грехопадение, он отпал от Бога. Идеальное, райское состояние для Эриугены – это состояние именно идеальное, т. е. нематериальное, непространственное.

8. Греховное оплотнение

Человек же есть существо духовно-материальное, и поэтому грехопадение неразрывно связано с моментом его творения. Так что человек не был в Раю ни одного мгновения, ведь Сам Господь называет дьявола человекоубийцей от начала (Ин. 8, 44), т. е. с самого момента творения. Поэтому грехопадение было актом чисто трансцендентным, внутренним, и состояло в отделении чувств от разума, которые перестали находиться с ним в гармонии. Поэтому происходит некоторое несоответствие того, что является нам чувством, и того, что мы можем достичь доводами разума. Чувства ему кажутся внешними, реально существующими, но это лишь из-за неумения философски осмыслить данное чувственных восприятий.

9. Возвращение

Смысл жизни человека и состоит в том, чтобы привести себя в идеальное состояние, очиститься от всего, что не может быть признано свойственным ей как образу Божию. Человек должен объединить в себе духовную и материальную природы и воссоединиться с Богом. Очищенная материальная природа тогда [о.Ил: имеется в виду – как бы?] обратится в дух, в интеллект.

1) 1-м этапом этого объединения является физическая, телесная смерть человека, ибо в момент смерти получает конец преобладание в человеке животных стремлений и низших потребностей.

2) 2-й этап – это воскресение из мертвых, которое будет состоять в новом соединении душ с телами.

3) 3-й же момент возвращения в райское состояние есть полное превращение тела в дух, и вообще всего низшего в человеке в высшее. Низшее при этом не отменяется, а объединяется с высшим. В этих своих положениях Эриугена опирается на изречения свв. Григория Богослова и Максима Исповедника, также считавших, что «во время воскресения... поглощена будет плоть душею в духе, душа же Богом» (преп. Максим Исповедник). Впервые этот процесс был совершен в Иисусе Христе, а через Него человек тоже может достичь этого объединения.

В конце концов, при помощи Иисуса Христа все материальное творение одухотворится светом второго пришествия Иисуса Христа, и все возвратится в божественную природу и успокоится в ней.

4) Поэтому 4-й этап является той самой природой несотворенной и нетворящей. Всё вернется к Богу, из Которого всё и вышло.

Оценка творчества Эриугены


Вл. Эрн: С христианской точки зрения также всякий человек только fit (лат. становится), а не est, ибо для каждого возможно и спасение и погибель. Только переходя в трансцендентное, человек перестает fieri (лат. становиться) и начинает в подлинном смысле esse. Великий средневековый философ И. Скотт Эригена, говоря о родах бытия, утверждает очень решительно. «Quintus modus est, quem in sola humana natura ratio intuetur. Quae cum ddivinae imaginis dignitatem, in qua proprie subsistit, peccando deseruit, merito esse perdidit, et ideo dictur non esse. Dum vero unigeniti Dei Filii gratio restaurata ad pristinum suae substantive statum, in qua secundum imaginem Dei condita est, redictur, incipit esse». Dedivisione naturae> I, 7. – (лат.) – «Пятый род <бытия> разум открывает только в человеческой природе. Лишившись вследствие греха достоинства божественного образа, в чем состоит сущность <человеческой природы>, она заслуженно перестала быть, а потому говорится, что она не есть. Будучи восстановленной милостью единородного Сына Божия, она вновь обретает свое сущностное состояние, в котором была основана согласно образу Бога, следовательно, начинает быть». (“О разделении природы”).

Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 23862
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Схоластический метод
23.03.2009 - Схоластика и ее задачи
23.03.2009 - Генезис и переодизация схоластики
23.03.2009 - Школы и схоластика
23.03.2009 - Тринитарная концепция истории Джоаккино да Фьоре

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы