Понимание бытия в Средние века нашло свое афористическое выражение в формуле: ens et bonum conventuntur («бытие и благо обратимы»). Поскольку Бог есть высшее бытие и благо, то все, что Им сотворено, в той мере, в какой оно несет на себе печать бытия, тоже хорошо и совершенно. Отсюда вытекает тезис о том, что зло само по себе есть небытие, оно не есть положительная реальность, не есть сущность. Так, дьявол, с т. зр. средневекового сознания, это небытие, прикидывающееся бытием. Зло живет благом и за счет блага, поэтому в конечном счете добро правит миром, а зло хоть и умаляет, но не в состоянии уничтожить благо. В этом учении выразился оптимистический мотив средневекового миросозерцания, отличающий его от умонастроений поздней эллинистической философии, в частности от стоицизма и эпикурейства.
3. Синтез христианского Откровения и античной философии
Мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Однако по мере того как христианство приобретало все более широкое влияние и распространение, оно стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов. С этой целью стали предприниматься попытки использовать учения античных философов. Разумеется, при этом им давалось новое истолкование.
Т. обр., средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия, преимущественно в ее идеалистическом варианте, с другой. Эти 2 традиции, конечно, не так легко было согласовать друг с другом. У греков понятие бытия было связано с идеей предела (пифагорейцы), единого (элеаты), т. е. с определенностью и неделимостью. Беспредельное же, безграничное осознавалось как несовершенство, хаос, небытие. Этому соответствовали приверженность греков ко всему завершенному, обозримому, пластически оформленному, – их любовь к форме, мере, соразмерности.
Напротив, в библейской традиции высшее бытие – Бог – характеризуется как беспредельное Всемогущество. Не случайно Своей волей он может останавливать реки и осушать моря и, нарушая законы природы, творить чудеса. При таком воззрении на Бога всякая определенность, все, что имеет границу, воспринимается как конечное и несовершенное: таковы сотворенные вещи, в отличие от их Творца.
Так мы уже внутри теоцентрической философской традиции получаем 2 течения. Если представители первого течения склонны были видеть в Боге прежде всего высший разум (и поэтому сближались с античными платониками), то представители второго подчеркивали волю Бога, которая сродни Его могуществу, и видели в воле главную характеристику божественной личности.
4. Сущность и существование
В средневековой философии проводится различение бытия (или существования, экзистенции, как вытекающего из догмата Творения) и сущности (эссенции). У средневековых философов познание вещи сводится к ответу на 4 вопроса:
1) Есть ли вещь?
2) Что она такое?
3) Какова она?
4) Почему, – или для чего – она есть?
У Аристотеля, всесторонне исследовавшего категорию сущности, еще не было проведено столь определенного различения сущности и существования, хотя некоторые подходы к нему и намечались. Четкое различие этих понятий дает Боэций (ок. 480–524), чья разработка проблем логики оказала решающее влияние на последующее развитие средневековой схоластики. Согласно Боэцию, бытие (существование) и сущность это вовсе не одно и то же; только в Боге, который есть простая субстанция, бытие и сущность совпадают. Что же касается сотворенных вещей, то они не просты, а сложны, и это прежде всего выражается в том, что их бытие и их сущность не тождественны. Чтобы та или иная сущность получила существование, она должна стать причастной к бытию или, проще говоря, должна быть сотворена божественной волей.
Сущность вещи выражается в ее определении, в понятии этой вещи, которое мы постигаем разумом. О (наличном) существовании же вещи мы узнаем из опыта, т. е. из прямого контакта с вещами, так как существование возникает не из разума, а из акта всемогущей воли Творца, а потому и не входит в понятие вещи.
5. Свобода или Предопределение?
В христианстве сталкиваются, может быть, 2 самых несочетаемых тезиса: с одной стороны, у человека есть свободная воля и он может делать все что захочет, а с другой – все в мире зависит от Бога, как и любое действие человека. Как соединить свободу воли человека с божественным Предопределением? |