Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Философия - это наука?

Да
Больше, чем наука
Служанка богословия


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1427
Комментарии: 3

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Основоположения христианского теоцентризма



Понимание бытия в Средние века нашло свое афористическое выражение в формуле: ens et bonum conventuntur («бытие и благо обратимы»). Поскольку Бог есть высшее бытие и благо, то все, что Им сотворено, в той мере, в какой оно несет на себе печать бытия, тоже хорошо и совершенно. Отсюда вытекает тезис о том, что зло само по себе есть небытие, оно не есть положительная реальность, не есть сущность. Так, дьявол, с т. зр. средневекового сознания, это небытие, прикидывающееся бытием. Зло живет благом и за счет блага, поэтому в конечном счете добро правит миром, а зло хоть и умаляет, но не в состоянии уничтожить благо. В этом учении выразился оптимистический мотив средневекового миросозерцания, отличающий его от умонастроений поздней эллинистической философии, в частности от стоицизма и эпикурейства.

3. Синтез христианского Откровения и античной философии

Мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Однако по мере того как христианство приобретало все более широкое влияние и распространение, оно стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов. С этой целью стали предприниматься попытки использовать учения античных философов. Разумеется, при этом им давалось новое истолкование.

Т. обр., средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия, преимущественно в ее идеалистическом варианте, с другой. Эти 2 традиции, конечно, не так легко было согласовать друг с другом. У греков понятие бытия было связано с идеей предела (пифагорейцы), единого (элеаты), т. е. с определенностью и неделимостью. Беспредельное же, безграничное осознавалось как несовершенство, хаос, небытие. Этому соответствовали приверженность греков ко всему завершенному, обозримому, пластически оформленному, – их любовь к форме, мере, соразмерности.

Напротив, в библейской традиции высшее бытие – Бог – характеризуется как беспредельное Всемогущество. Не случайно Своей волей он может останавливать реки и осушать моря и, нарушая законы природы, творить чудеса. При таком воззрении на Бога всякая определенность, все, что имеет границу, воспринимается как конечное и несовершенное: таковы сотворенные вещи, в отличие от их Творца.

Так мы уже внутри теоцентрической философской традиции получаем 2 течения. Если представители первого течения склонны были видеть в Боге прежде всего высший разум (и поэтому сближались с античными платониками), то представители второго подчеркивали волю Бога, которая сродни Его могуществу, и видели в воле главную характеристику божественной личности.

4. Сущность и существование

В средневековой философии проводится различение бытия (или существования, экзистенции, как вытекающего из догмата Творения) и сущности (эссенции). У средневековых философов познание вещи сводится к ответу на 4 вопроса:

1) Есть ли вещь?

2) Что она такое?

3) Какова она?

4) Почему, – или для чего – она есть?

У Аристотеля, всесторонне исследовавшего категорию сущности, еще не было проведено столь определенного различения сущности и существования, хотя некоторые подходы к нему и намечались. Четкое различие этих понятий дает Боэций (ок. 480–524), чья разработка проблем логики оказала решающее влияние на последующее развитие средневековой схоластики. Согласно Боэцию, бытие (существование) и сущность это вовсе не одно и то же; только в Боге, который есть простая субстанция, бытие и сущность совпадают. Что же касается сотворенных вещей, то они не просты, а сложны, и это прежде всего выражается в том, что их бытие и их сущность не тождественны. Чтобы та или иная сущность получила существование, она должна стать причастной к бытию или, проще говоря, должна быть сотворена божественной волей.

Сущность вещи выражается в ее определении, в понятии этой вещи, которое мы постигаем разумом. О (наличном) существовании же вещи мы узнаем из опыта, т. е. из прямого контакта с вещами, так как существование возникает не из разума, а из акта всемогущей воли Творца, а потому и не входит в понятие вещи.

5. Свобода или Предопределение?

В христианстве сталкиваются, может быть, 2 самых несочетаемых тезиса: с одной стороны, у человека есть свободная воля и он может делать все что захочет, а с другой – все в мире зависит от Бога, как и любое действие человека. Как соединить свободу воли человека с божественным Предопределением?
Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 14098
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Теоцентризм средневековой философии
23.03.2009 - Доктринальные и философские проблемы в связи с Библией
23.03.2009 - Проблемы онтологии: бытие и благо обратимы
23.03.2009 - Проблемы гносеологии: знание или вера?
23.03.2009 - Антропология: человек - образ и подобие Бога?

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы