|
Мальбранш. Постижение истины и видение вещей в Боге |
---|
Метафизика
Когда Мальбранш читал "Трактат о человеке" Декарта, его религиозные убеждения уже полностью сформировались, а философские взгляды сложились под влиянием платонизма и учения Святого Августина об истине. Неприязнь к аристотелизму и схоластике сложилась уже во время учебы в колледже и изучения теологии в Сорбонне.
Известно, что еще Святой Августин и Плотин понимали взаимосвязь между материальным и духовным началами отличным от Аристотеля образом, придя к некоторым выводам дуалистического толка. Естественно, знакомство с картезианским спиритуализмом воодушевило Мальбранша. Аристотелевское учение, трактовавшее духовное начало как "форму" и "энтелехию" материального казалось Мальбраншу чем то вроде языческого пережитка, поддерживаемого схолатами, в то время как дуалистическое картезианское противостояние res cogitans и /•к? extensa представлялось ему намного более современным и прекрасно согласующимся с христианским спиритуализмом. Не существует ни "вегетативной", ни "восприимчивой", "сенситивной" души, потому что функции духовного начала сводятся к мышлению и воле, а тело (материальное начало) обладает только протяженностью. Итак, в этом вопросе Мальбранш, безусловно, идет дальше Декарта: он не только отрицает наличие у тел "скрытых свойств" (затем окончательно отброшенных новой наукой), но и отказывает телам в механическом ударном действии.
Тела не воздействуют на духовное начало, равно как и духовное не воздействует на материальное. Но как тогда объяснить познание и возможность постичь истину? Каждая душа изолирована: а) как от других душ, б) так и от физического мира. Как можно выйти из этой изоляции, которая может показаться действительно абсолютной?
Решение Мальбранша навеяно учением Августина (которого, в свою очередь, вдохновил неоплатонизм, с целым рядом изменений:
душа, отделенная от всего прочего, имеет прямую и непосредственную связь с Богом, а следовательно, познает все посредством Бога.
Мальбранш позаимствовал у Декарта убеждение, согласно которому то, что мы познаем, — только "идея" (содержимое ума), однако одновременно он придает такой идее онтологическую весомость, полностью отсутствующую у Декарта и копирующую августинско- платонический метафизический экземпляризм.
Мы познаем только "идеи", поскольку лишь они ведомы нашему разуму сами по себе, в то время как "предметы" остаются невидимыми для духа, "ибо они не могут ни воздействовать на "него, ни предстать пред ним". Все вещи, которые мы видим, являются идеями и только идеями.
| Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 9458 | | |
|
|
Всего 1 на 3 страницах по 1 на каждой странице1 2 3 >> |
|
Дополнительно по данной категории |
|
| Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой? | |
|
|
|