Интенция | Все о философии Бесплатные тесты онлайн
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли философия в России

Есть
Нет
Была в СССР
Ее никогда не было


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 744
Комментарии: 0
Спонсоры

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Продик (Prodikos) с Кеоса (ок 470 — ок 390 до н. э.)

Древнегреческий философ - софист

Бывал в Афинах и встречался с Сократом, что нашло отражение в диалогах Платона («Прота-гор», «Хармид», «Лахет», «Менон», «Евтидем») Активно участвовал в политической жизни своего города и выполнял его дипломатические поручения. Космология Продика не была оригинальной основой мироздания он считал уже ставшие традиционными четыре элемента, добавляя к ним Солнце и Луну. Продик пытался нарисовать картину первых шагов только что возникшего человечества на пути цивилизации жизнь сообразно природе сменяется господством закона. Продик сыграл важную роль в становлении древнегреческой науки о языке, добиваясь точного разграничения значений синонимов, и делал попытки этимологических разысканий, он даже давал рекомендации греческим врачам по конкретным вопросам формировавшейся тогда медицинской терминологии. Продик оказал влияние на Антисфена из Афин и на стоическую грамматику Влияние ею риторической манеры заметно в речах, которые вложил в уста исторических персонажей Фу-кидид.
Продик предложил рационалистическое объяснение происхождения религии, согласно которому люди сначала почитали благотворные для них Солнце и Луну реки и источники, огонь и воду, хлеб и вино, а затем олицетворили их в виде соответствующих божеств. Ему принадлежит популярное уже в древности аллегорическое повествование «Геракл на распутье» Добродетель и Порок в виде женщин соответствующей внешности убеждают юного Геракла избрать их путь, и Геракл выбирает Добродетель (см Ксенофонт Воспоминания о Сократе II1,21—34). Эту притчу пародирует Аристофан в «Облаках» (889—1104).

Продик и Синонимика


Продик был учителем спора. (Сократ шутливо называл его "мой маэстро"). Предлагаемая им техника основывалась на синонимии, т.е. различении синонимов и точном определении оттенков смысловых значений. Такая техника немало повлияла на методологию Сократа по части исследования того, "что есть это?", т.е. сущности различных вещей. В этике он стал известен своей интерпретацией софистической доктрины на примере знакомого мифа о Геракле, который на распутье делает выбор между добродетелью и пороком, где добродетель интерпретировалась как подходящее средство достижения истинной выгоды и настоящей пользы.

Оригинально его понимание богов. По Продику, боги суть ничто иное как "гипостазирование полезного и выгодного". "Древние придумали богов в силу превосходства, избыточности, которые от них проистекали: солнце, луна, источники всех сил, которые влияют на нашу жизнь, как, например, Нил на жизнь египтян".


Фрагм и свидетельства: DK II 308-319
Лит: 1. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней.
Mayer H Prodikos von Keos and die Anfange der Synonymik bei den Gnechen Paderborn, 1915, Alpers I. Hercules in bivio Gott, 1912, Fritz К v Prodikos (3), RE XXIII, 1 (1957), cols 85-89, Nestle W Die Horen des Prodikos — Sophistik, hrsg v С J Classen Darmstadt, 1976, S 425-451 Henriths A The Sophists and Hellenistic Religion Prodicus as Spiritual Father of the Isis Aretalogies — Harvard Studies in Classical Philology, 1984, 88, p 139—158 Dumont J-P Prodicos de la methode au systeme — Positions de la sophistique Colloque de Censy ed par В Cassin P, 1986, p 221-232, Unterstemer M Les Sophistes, t II P, 1995, p 8—38
А. И. Зайцев
Разместил: Софист Дата: 21.03.2009 Прочитано: 3090
Распечатать

Дополнительно по данной категории

21.03.2009 - Истоки, природа и цели движения софистов
21.03.2009 - Роль софистов в греческом обществе
21.03.2009 - Релятивизм софистов
21.03.2009 - Протагор (Protagoras, 480–411 до Р.Х.)
21.03.2009 - Риторика Горгия

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

философский камень
Полезное
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы