Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Мудрость - это

Интеллект
Эрудиция
Созидательный жизненный опыт
Творческое мышление


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1172
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Девиз эпохи просвещения: “Имей мужество пользоваться собственным умом”

Просвещение

В работе "Ответ на вопрос Что такое Просвещение?" (1784) Иммануил Кант пишет следующее "Просвещение — это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине Несовершеннолетие — это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной не недостаток рассудка, а недостаток решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого то другого Sapere aude1 (Дерзай быть мудрьт1) Имей мужество пользоваться своим собственным умом' — таков девиз эпохи Просвещения" Ее характеризует твердая, хотя временами и наивная вера в человеческий разум, необходимость его освобождения от предрассудков и метафизических догм путем критического пересмотра интеллектуальных ценностей, освобождения от религиозных суеверии и морально-нравственных предрассудков, вера в изменение негуманного характера отношений между людьми и избавление от политической тирании Макс Хоркхаимер и Теодор Адорно в книге "Диалектика Просвещения" писали ". несмотря на то, что и сегодня полностью просвещенная земля живет под знаком торжествующего зла, Просвещение пропагандировало постоянное развитие мышления в самом широком смысле, всегда преследовало цель вырвать людей из состояния страха и превратить их в хозяев своей судьбы Программой просветителей было избавление мира от чар, они намеревались развеять мифы и с помощью научных знании полностью изменить человеческое воображение" Немецкий юрист и просветитель Христиан Томазий (1655—1728) в своих "Lectiones de praeiudicus" ("Лекциях о предрассудках") (1689—1690) разделил предрассудки на обусловленные авторитетом и вызванные непродуманностью или поспешностью. Как армия во время действий, просветители широким фронтом выступают против всех предрассудков: у истины нет иных источников, кроме человеческого разума. Просветители превращают "традицию в объект критики таким же образом, как наука [делает] природу объектом анализа ее внешних проявлений. <...> Не традиция, а разум является последним источником авторитета" (Гадамер).

Хотя Просвещение было не единственным культурно идеологическим движением, философия просветителей в Европе XVII в. заняла господствующее положение. Это выразилось в четко обозначенном философском, педагогическом и политическом движении, постепенно охватывавшем разные страны, а также в усиливающемся росте буржуазных отношений в наиболее развитых европейских странах: Англии, Франции, Голландии, Италии, Германии, частично в России и даже Португалии. Просвещение формируется на почве различных традиций не в виде теоретической системы, а, скорее, в форме идеологического движения, носящего в каждой отдельной стране специфический характер, но с общей основой: верой в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества, избавление от тупиков и нелепостей традиций, освобождение от оков невежества, суеверий, мифов, угнетения. Культ Разума у просветителей подразумевает защиту научного и технического познания как орудия преобразования мира и постепенного улучшения условий материальной и духовной жизни человечества; это и религиозная и этическая терпимость; защита неотъемлемых естественных прав человека и гражданина; отказ от догматических метафизических систем, не поддающихся фактической проверке; критика суеверий, воплощенных в позитивных религиях и защита деизма (но также и материализма); борьба против сословных привилегий и тирании. Именно эти черты роднят между собой различные направления Просвещения, сложившиеся в разных странах.
Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 14094
Распечатать

Дополнительно по данной категории

29.03.2009 - Разум и Вера
24.03.2009 - Парадигма Просвещения
24.03.2009 - География и временные вехи Просвещения
24.03.2009 - Просвещение и неоклассицизм
24.03.2009 - Просвещение, история и традиции

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Холодный асфальт авито объявления в москве холодный асфальт купить в москве.
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы