Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Хорошо сформулированный вопрос - половина ответа?

Да, это кратчайший путь к ответу
Это повод задуматься
Это повод не думать
Это выраженное намерение


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 613
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Парадигма Просвещения

Просвещение

1. Век Просвещения

XVIII век заслуженно называют веком Просвещения. В этот период европейской истории научное знание вышло за пределы узкой группы ученых, все больше становясь достоянием широкого круга людей, способствуя их образованию и просвещению.

Распространение идей Просвещения во многом было обусловлено тем обстоятельством, что они выражали умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии с ее практическими и политическими интересами. Не случайно “дух Просвещения” зародился в Англии, раньше других стран вставшей на капиталистический путь развития. Потребности развития свободного предпринимательства не только стимулировали развитие науки и техники, просвещения и образования, но и требовали изменения политических отношений, преодоления всех форм несвободы и зависимости человека от внешних условий. Поэтому важнейшее место в философских доктринах этой эпохи занимали проблемы социально-политические, из анализа которых нередко вытекали революционные выводы.

2. Жить собственным разумом!

Термин «Просвещение» был впервые употреблен Вольтером, а определение понятия «Просвещение» дал Иммануил Кант: «Просвещение есть необходимая историческая эпоха развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Просвещение – это выход человека из состояния своей незрелости, в котором он находится по собственной вине. Незрелость – это неспособность обходиться собственным разумом без руководства со стороны других».

Тенденция “Жить собственным разумом!” основывается на особой роли знаний в социальном развитии – просветительском рационализме. С этой т. зр. мир представляет собой единое целое, связанное разумными законами, прежде всего законами механики. Поэтому разумное поведение человека и общества – это следование законам природы, познание которых объявляется одной из самых высоких ценностей человеческого общества.

Господствующим умонастроением эпохи стала уверенность в безграничных возможностях человеческого разума, вооруженного новейшей наукой, вера в то, что силой разума можно достигнуть социального прогресса и переустроить общество на началах добра и справедливости. Поэтому просветительская идеология выступает под лозунгом «разум может все».

3. Свобода и права человека

Человек XVIII в. уверен, что он существо свободное, способное противопоставить свою разумную волю как природной стихии, так и Божественному детерминизму, вправе подвергнуть самой беспощадной критике общественный порядок, государственный строй, религиозные догмы и установления – все то, что, на его взгляд, не согласуется с доводами разума.

4. Неудачи истории – это ошибки непросвещенного разума

В идейном наследии французского Просвещения особое место занимают социально-политические доктрины. Они не только имели теоретическое значение, но и оказали существенное влияние на процесс формирования основ европейской государственности. Человек и общество, гражданин и государство, принципы государственного устройство – главные темы социально-политических трактатов просветителей этого направления. Их идейная направленность выражалась главным образом в критике абсолютистской монархии и в обосновании преимуществ республиканской формы правления, демократических начал, основанных на свободе и правовом равенстве граждан.

Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 9858
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

29.03.2009 - Разум и Вера
24.03.2009 - География и временные вехи Просвещения
24.03.2009 - Просвещение, история и традиции
24.03.2009 - Просвещение и неоклассицизм
24.03.2009 - Просвещение. Как просветители распространяли “свет”

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы