Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как произошел человек?

От обезьяны (путем эволюции)
Был создан Демиургом
Занесен иноплатным разумом
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 916
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Предмет “второго” позитивизма

Позитивизм

Предметом второго позитивизма стали особенности научного мышления, механизм образования знания, анализ методов получения истинного знания. Такой подход к позитивному знанию позволил дать новое, по сравнению с первым, классическим позитивизмом, истолкование ощущений – как изначальных, "нейтральных", неразложимых на «физическое» «психическое» элементов.

Радикальная критика опыта, ее антиметафизическая направленность привели к тому, что “второй” позитивизм оказал значительное влияние на интеллектуально-мировоззренческий климат первой четверти XX в., когда началось концептуальное переосмысление содержания исходных методологических положений классической науки. Влияние идей нового этапа позитивизма испытали основоположник релятивистской механики А.Эйнштейн (1879-1955), известный французский математик и философ А.Пуанкаре (1854–1912), немецкий физико-химик и философ науки, лауреат Нобелевской премии по химии В.Оствальд (1853–1932) и др. Вместе с тем с критикой программных методологических установок махизма выступали основоположник квантовой теории немецкий физик-теоретик М.Планк (1858–1947), выдающийся австрийский физик-теоретик Л. Больцман (1844–1906) и др.

В вопросах методологии и гносеологии «второй» позитивизм разделял феноменологические и эмпирические позиции. Так, для Маха понятие настолько содержательно, насколько оно выражает непосредственную связь данных чувственного опыта. В теоретической физике, по Маху, «все сводится к общему описанию в элементах». Эта идея обосновывается и в работе Маха «Познание и заблуждение»: «Из ощущений и через связь их развиваются наши понятия, и цель последних – в каждом данном случае самыми удобными и кратчайшими путями вести нас к чувственным представлениям, находящимся в наилучшем согласии с чувственными ощущениями...»[2]

Науку, ее природу и цель Мах трактовал инструменталистски, рассматривая науку как совокупность операций, позволяющих полезно действовать на практике. Эти действия тогда истинны, когда они просты и экономичны. Цель науки – простое и экономичное описание фактов. Наука выполняет адаптивно-биологическую функцию, помогая человеку ориентироваться в жизни. «Биологическая задача науки, – считал Мах, – дать человеческо-индивидууму, владеющему всеми своими чувствами, возможно более полную ориентировку». Подобная интерпретация науки Л ее статуса в культуре привела Маха к эмпирическому истолконию и основных единиц познания – теории, роли описания и объяснения.

Объяснить вновь открытое явление, по Маху, – значит сделать его столь же привычным, как ранее известное. Поэтому объяснение – процедура не столько логическая и рациональная, сколько психологическая. Стремление к объяснению имеет не интеллектуальную природу, а эмоциональную, поскольку для жизни, науки достаточно описания, знания того, как происходят явления. Но человек хочет жить во Вселенной как у себя дома, чувствовать себя в ней комфортно, а для этого он хочет удовлетворить не только интеллектуальные, но и эмоциональные потребности.

Идеи эмпириокритицизма, и особенно идеи Маха, оказали существенное влияние на интелектуально-мировоззренческий и методологический климат науки конца XIX – начала XX в., когда в познании начались радикальные качественные изменения. Усиление субъективистской критики в интерпретации бытия не помешало Маху поставить вопрос о переосмыслении таких основополагающих понятий классической механики, как абсолютное время, абсолютное пространство, что стимулировало появление новой, неклассической науки.

Вместе с тем гносеологические и методологические проблемы, поставленные Махом, при всей уявимости позитивной части методологической программы махизма способствовали релятивизации классической модели науки, обогащению методогического инструментария познания. Работа, проведенная Э. Махом, Р.Авенариусом и их последователями, способствовала очищению интеллектуального поля культуры от многих абсолютов классической науки.
Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 6311
Распечатать

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - У истоков позитивизма (Сен-Симон)
24.03.2009 - Позитивизм в Англии
24.03.2009 - Индуктивистский позитивизм Джона Стюарта Милля
24.03.2009 - Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера
24.03.2009 - Эмпириокритицизм как “вторая волна” позитивизма

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы