Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли философия в России

Есть
Нет
Была в СССР
Ее никогда не было


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1356
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Эмпириокритицизм как “вторая волна” позитивизма

Позитивизм

Впоследствии идеи позитивной философии разрабатываются в Англии Гербертом Спенсером. Но и Конт и Спенсер относятся к 1-му этапу позитивизма.

Позитивизм получает творческое развитие в конце XIX в. Этот 2-й этап позитивизма известен под именем эмпирикритицизма и связывается с именами австрийских философов Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса.

Ник. Лосский: Эмпиризм, вырвавшийся из тесной клетки субъективного идеализма Юма и Милля опять в безбрежный океан жизни природы (Спенсер, Мах, Авенариус), попытался прежде всего, следуя своим старым привычкам, возродить материалистическое миросозерцание, хотя и с идеалистическим оттенком, неизбежным при допущении интуитивного знания. Метод этого эмпиризма – назовем его позитивистическим эмпиризмом в отличие от универсалистического (интуитивизма) – характеризуется, как и метод старого, индивидуалистического эмпиризма, тесным переплетением индуктивного естественнонаучного исследования со спекуляциею, односторонне оперирующею над субстратом чувственного опыта, а также стремлением вследствие этого построить во что бы то ни стало все мироздание из небольшого количества простых материалов. Этот метод мышления всегда пользуется наибольшим влиянием среди широких кругов общества, и потому надо надеяться, что именно позитивистический эмпиризм медленно и постепенно привьет обществу мысль о возможности непосредственного восприятия внешнего мира и таким образом проложит дорогу также для интуитивизма.

MAX Эрнст (1838–1916) – австрийский физик и философ, субъективный идеалист. Признавал вещи «комплексами ощущений». Исходя из философии Юма, М., по существу, отвергал понятия причинности, необходимости, субстанции, как не данные в «опыте». В соответствии с махистским «принципом экономии мышления» описание мира должно включать только «нейтральные элементы опыта»; реальны лишь эти «элементы» (Mах отождествлял их с ощущениями) и их функциональные связи. Различие физического и психического сводилось, т. обр., к различию «функционального отношения», в котором рассматриваются «элементы»: физическое исследование состоит, по Маху, в анализе взаимной связи «элементов», психологическое – в анализе отношения человеческого организма к «элементам». Понятия М. рассматривал как символы, обозначающие «комплексы ощущений» («вещи»), а науку в целом – как совокупность гипотез, подлежащих замещению непосредственными наблюдениями. Считал, что исходные понятия классической физики (пространство, время, движение) субъективны по своему происхождению; мир – “комплекс ощущений”, задача науки – их описание («Анализ ощущений», 1886).

АВЕНАРИУС Рихард (1843–1896) , швейцарский философ. Считал, что в опыте снимается противоположность материи и духа; выдвинул теорию "принципиальной координации", согласно которой "без субъекта нет объекта" (без сознания – материи).

С конца XIX в. происходят серьезные открытия в области физики. Прежде всего, это открытие радиоактивности и открытие квантово-механического строения вещества. Вследствие этого возникает представление о том, что материя исчезает. Оказывается, чем глубже физик проникает в тайны познания материи, чем глубже он погружается в микромир, тем отчетливее ему представляется, что материи как таковой, в нашем понимании этого слова, нет – материи как вещества, как того, что воздействует на наши органы чувств. Поэтому возникает кризис в физике, связанный с тем, что у физики как бы исчезает ее собственный предмет – вещество. Физика всегда занималась изучением материальной природы, а поскольку природы как таковой нет, то нет и предмета для изучения.

Этот кризис, хотя и по-разному, пытаются решить Мах и Авенариус. Они утверждают, что кризис вызван именно тем, что в умах физиков, в умах ученых устоялись старые философские предрассудки, которые и привели к возникновению кризиса в самой физике. Основным предрассудком является учение о материи. Материя есть не что иное как некое философское понятие, понятие о субстанции. Еще Конт показал, что такого рода понятие как субстанция есть не что иное как абстрактная метафизическая сущность, уводящая нас от познания фактов, от познания явлений. Наука же занимается познанием явлений, а не метафизических сущностей, каковой, в частности, является материя.
Поэтому физик должен отказаться от привычного понимания материи и исследовать только факты, опираясь на опыт. Философия же должна помочь физике в анализе ее опытного метода; отсюда название второго этапа позитивизма: эмпириокритицизм – критика опыта. Наука должна быть не рассудочной, а опытной, тогда никакого кризиса не возникнет. Есть опытное понимание микромира – будем его изучать, не выдумывая никаких абстрактных метафизических сущностей, какой является материя. Вот позитивистское решение этого кризиса.

Было бы несправедливо говорить, что это решение было бесплодным, поскольку именно такое представление о науке подвигло Альберта Эйнштейна на создание сначала специальной, а потом и общей теории относительности. (В теории относительности главную роль играет наблюдатель, относительно которого происходят все движения в мире: равномерные, прямолинейные, ускоренные и т. п.).

В нашей стране освоение и осмысление эмпириокритицизма отличалась рядом специфических особенностей. В силу обстоятельств, далеких от философского содержания и внутренней логики развития этой концепции, "русский" эмпириокритицизм оказался настолько тесно связан с российскими политическими событиями, что превратился из философского учения в идеологическую конструкцию, не так уж много сохранившую от первоначального содержания. Споры были далеко не философскими. Целью их было что угодно, но не установление смысла философских утверждений, и еще менее достижение истины. Самый известный из российских оппонентов эмпириокритицизма, В.И. Ленин, был прежде всего политическим деятелем, и для него самым важным стал как раз политико-идеологический аспект, который приобрел "российский" вариант эмпириокритицизма в силу причин, случайных для философского содержания этой концепции…
Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 9769
Распечатать

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - У истоков позитивизма (Сен-Симон)
24.03.2009 - Позитивизм в Англии
24.03.2009 - Индуктивистский позитивизм Джона Стюарта Милля
24.03.2009 - Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера
24.03.2009 - Предмет “второго” позитивизма

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы