Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Вечная жизнь - а вам нужна она?

Да
Нет
Не решил
Земная не нужна


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 988
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Неомарксизм




Западный марксизм


У истоков западного марксизма стоят Д. Лукач (1885–1971), Корш (1886-1961), А Грамши (1891-1937). Эти теоретики не приняли философских тезисов Второго Интернационала, разошлись затем и с той интерпретацией марксизма, которая сложилась в Советском Союзе под названием «марксизм-ленинизм». Суть расхождения в философском плане (а оно имело и политический характер) заключалась в несогласии с объективистско-натуралистической трактовкой марксистского учения об обществе, т. е. с представлением о том, что в обществе все зависит от объективных экономических законов, действующих наподобие законов природы и детерминирующих человеческую деятельность и мышление.

В противовес экономическому детерминизму Д.Лукач и К.Корш старались обосновать роль исторического субъекта (вслед за Марксом и Энгельсом этим субъектом они считали пролетариат). Они разрабатывали марксизм как философию активного практического действия, органически включающего в себя фактор сознания, мышления. Подход к обществу с точки зрения взаимодействия основных противоположностей – субъективного и объективного, человеческого и вещного – для Лукача и есть диалектика, представляющая собой и метод мышления о мире, и способ участия в его преобразовании. Такой диалектики нет в природе, а потому Лукач отвергал диалектику природы Энгельса, тем более что приравнивание общества к природе ведет как раз к объективистскому детерминизму, которого Лукач всячески стремился избежать.

А.Грамши выступал против той систематизации, которая закрепилась в советской философии. С его точки зрения, не должно быть разделения на диалектический и исторический материализм; вся марксистская философия социальна и исторична, потому что она не претендует на всеобщие абсолютные истины, признавая себя – как и всякую философию – лишь частью общества, частью идеологической надстройки на определенном этапе ее развития. Такое понимание философии Грамши обозначал как “историцизм”, «тождество философии и истории». Развитие общества не может быть понято только сквозь призму экономики, или политики, или идеологии; только из их взаимодействия можно объяснить общественное развитие и стать его активным участником.

Собственно неомарксизм


Неомарксизм, окончательно сформировавшийся после Второй мировой войны, стал философским ответом на проблемы, вставшие перед марксизмом в период десталинизации, – проблему человека и гуманистического обновления марксизма и проблему эффективности марксизма как научной теории. Соответственно в неомарксизме выделяются два главных направления: гуманистическо-диалектическое и сциентистское.
1. Гуманистическо-диалектическое направление

Гуманистическо-диалектическое направление, поставив в центр своего внимания человеческую проблематику с такими ее категориями как сущность и существование человека, субъект и объект, практика, отчуждение и снятие отчуждения, развернуло с этих позиций критику существующего общества как враждебного человеку, негуманного и бесперспективного.

Одни философы, отталкиваясь от марксизма, уходили от него, строили собственные концепции. Таковы «критическая теория» и «негативная диалектика» франкфуртской школы и «философия надежды» Эрнста Блоха.

Другие попытались синтезировать тезисы философии практики и отчуждения с немарксистскими философскими идеями. Таковы фрейдомарксизм, экзистенциалистский марксизм, феноменологический марксизм. Многие выступили продолжателями идей Д.Лукача и А. Грамши (будапештская школа и итальянский марксистский историцизм). Наследницей марксовской философии практики провозгласила себя группа «Праксис».

2. Сциентистское направление

Сциентистское направление, поставившее себе задачу понять степень научности марксизма, представлено 3-мя течениями. Это

1) «феноменологический марксизм» в Италии,

2) «структуралистский марксизм» во Франции и других странах,

3) аналитический марксизм, распространившийся в Англии и США и стремящийся переработать марксистскую теорию с помощью строгих методов современной науки (моделирование, теория рационального выбора, теория игр, модальная логика).

В западном марксизме выделяется группа крупных исследователей проблем развивающихся стран и капитализма как мировой экономической системы (С.Амин, А.Г.Франк, И.Валлерстайн), представители критической социологии, марксистского феминизма, марксистски ориентированного экологизма.
3. Обзор

Таким образом, марксистская философия эволюционировала в своем развитии, и в XX в. ее задачи вышли за рамки философского толкования всемирно-исторической миссии пролетариата, неизбежности и необходимости социалистического и коммунистического будущего. Она не отождествляется более с продуктом официозного философского творчества политических партий и движений, а является до некоторой степени результатом свободного теоретического и интеллектуального поиска философов, разделяющих главные философские аргументы марксизма, к числу которых относятся такие, как объективность и закономерность развития действительности, возможность их рационального познания и использования в процессе сознательной деятельности, диалектический характер человеческой деятельности и познания, идея определяющей роли практики в историческом развитии, критическая ориентация мышления, представление о социальной роли и функциях философии.

Долгое время марксизм был дискредитирован страшными событиями в СССР. Но сейчас эта печать постепенно снимается с него, и может быть он еще сможет омолодиться…
Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 9148
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - Материалистические тенденции как реакция на идеализм. Вульгарный материализм
24.03.2009 - Естественнонаучные поводы к материализму
24.03.2009 - Карл Фохт (1817–1895)
24.03.2009 - Людвиг Бюхнер (Buchner) (29 сентября 1824, Дар-мштадт — 1 мая 1899, там же)
24.03.2009 - Молешотт (Moleschott) Якоб (1822–1893)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы