Западный марксизм
У истоков западного марксизма стоят Д. Лукач (1885–1971), Корш (1886-1961), А Грамши (1891-1937). Эти теоретики не приняли философских тезисов Второго Интернационала, разошлись затем и с той интерпретацией марксизма, которая сложилась в Советском Союзе под названием «марксизм-ленинизм». Суть расхождения в философском плане (а оно имело и политический характер) заключалась в несогласии с объективистско-натуралистической трактовкой марксистского учения об обществе, т. е. с представлением о том, что в обществе все зависит от объективных экономических законов, действующих наподобие законов природы и детерминирующих человеческую деятельность и мышление.
В противовес экономическому детерминизму Д.Лукач и К.Корш старались обосновать роль исторического субъекта (вслед за Марксом и Энгельсом этим субъектом они считали пролетариат). Они разрабатывали марксизм как философию активного практического действия, органически включающего в себя фактор сознания, мышления. Подход к обществу с точки зрения взаимодействия основных противоположностей – субъективного и объективного, человеческого и вещного – для Лукача и есть диалектика, представляющая собой и метод мышления о мире, и способ участия в его преобразовании. Такой диалектики нет в природе, а потому Лукач отвергал диалектику природы Энгельса, тем более что приравнивание общества к природе ведет как раз к объективистскому детерминизму, которого Лукач всячески стремился избежать.
А.Грамши выступал против той систематизации, которая закрепилась в советской философии. С его точки зрения, не должно быть разделения на диалектический и исторический материализм; вся марксистская философия социальна и исторична, потому что она не претендует на всеобщие абсолютные истины, признавая себя – как и всякую философию – лишь частью общества, частью идеологической надстройки на определенном этапе ее развития. Такое понимание философии Грамши обозначал как “историцизм”, «тождество философии и истории». Развитие общества не может быть понято только сквозь призму экономики, или политики, или идеологии; только из их взаимодействия можно объяснить общественное развитие и стать его активным участником.
Собственно неомарксизм
Неомарксизм, окончательно сформировавшийся после Второй мировой войны, стал философским ответом на проблемы, вставшие перед марксизмом в период десталинизации, – проблему человека и гуманистического обновления марксизма и проблему эффективности марксизма как научной теории. Соответственно в неомарксизме выделяются два главных направления: гуманистическо-диалектическое и сциентистское.
1. Гуманистическо-диалектическое направление
Гуманистическо-диалектическое направление, поставив в центр своего внимания человеческую проблематику с такими ее категориями как сущность и существование человека, субъект и объект, практика, отчуждение и снятие отчуждения, развернуло с этих позиций критику существующего общества как враждебного человеку, негуманного и бесперспективного.
Одни философы, отталкиваясь от марксизма, уходили от него, строили собственные концепции. Таковы «критическая теория» и «негативная диалектика» франкфуртской школы и «философия надежды» Эрнста Блоха.
Другие попытались синтезировать тезисы философии практики и отчуждения с немарксистскими философскими идеями. Таковы фрейдомарксизм, экзистенциалистский марксизм, феноменологический марксизм. Многие выступили продолжателями идей Д.Лукача и А. Грамши (будапештская школа и итальянский марксистский историцизм). Наследницей марксовской философии практики провозгласила себя группа «Праксис».
2. Сциентистское направление
Сциентистское направление, поставившее себе задачу понять степень научности марксизма, представлено 3-мя течениями. Это
1) «феноменологический марксизм» в Италии,
2) «структуралистский марксизм» во Франции и других странах,
3) аналитический марксизм, распространившийся в Англии и США и стремящийся переработать марксистскую теорию с помощью строгих методов современной науки (моделирование, теория рационального выбора, теория игр, модальная логика).
В западном марксизме выделяется группа крупных исследователей проблем развивающихся стран и капитализма как мировой экономической системы (С.Амин, А.Г.Франк, И.Валлерстайн), представители критической социологии, марксистского феминизма, марксистски ориентированного экологизма.
3. Обзор
Таким образом, марксистская философия эволюционировала в своем развитии, и в XX в. ее задачи вышли за рамки философского толкования всемирно-исторической миссии пролетариата, неизбежности и необходимости социалистического и коммунистического будущего. Она не отождествляется более с продуктом официозного философского творчества политических партий и движений, а является до некоторой степени результатом свободного теоретического и интеллектуального поиска философов, разделяющих главные философские аргументы марксизма, к числу которых относятся такие, как объективность и закономерность развития действительности, возможность их рационального познания и использования в процессе сознательной деятельности, диалектический характер человеческой деятельности и познания, идея определяющей роли практики в историческом развитии, критическая ориентация мышления, представление о социальной роли и функциях философии.
Долгое время марксизм был дискредитирован страшными событиями в СССР. Но сейчас эта печать постепенно снимается с него, и может быть он еще сможет омолодиться… |