Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Мудрость - это

Интеллект
Эрудиция
Созидательный жизненный опыт
Творческое мышление


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1170
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Энгельс. “Диалектический материализм” как разновидность натурфилософии

Немецкий материализм

Энгельс предложил собственную интерпретацию гегелевской философии, разделив ее на систему и метод, выявляя противоречие между «консервативной» системой и «революционным» методом.

Энгельс вполне сознавал эвристическую ценность идей гегелевской «Науки логики» и, опираясь на нее, определил 3 закона диалектики: «Закон перехода количества в качество и обратно. Закон взаимного проникновения противоположностей. Закон отрицания отрицания».

В целом же диалектику Энгельс определил как «науку о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». Он стремился решить задачу обобщения конкретно-научного знания, считал, что науки открывают в природе и обществе такие закономерности, которые могут быть охарактеризованы как диалектические. Тем самым он дал пример универсалистского толкования диалектики как ключа ко всем проблемам теории и практики.

Своей законченной формы материализм достигает в диалектическом материализме ("диамате"), разрабатывавшимся прежде всего Фридрихом Энгельсом (1820–1895). Он заключается главным образом в объяснении объективного, не зависящего от человеческого познания процесса развития материи. Таковая понимается не статически, а как находящаяся в постоянном становлении, подчиненном 3 законам:

– закону перехода количества в качество;

– закону единства и борьбы противоположностей и

– закону отрицания отрицания. Материя диалектически развивается по средством столкновения противоположных тенденций и сил, снимающих друг друга на более высоком уровне. Саморазвитие материи происходит "скачками", дискретно, в "перерывах постепенности".

Энгельс показывает это на примере развития ячменного зерна: зерно падает в землю и там уничтожается ("отрицается"). Из него появляется растение, а из его отрицания (отмирания) вновь возникает зерно, но уже на более высокой ступени – превратившись во множество зерен. На этом же примере видно действие 2-х других законов: так, противоположности зерна и растения, взаимодействуя, сменяют друг друга. Это происходит и через изменение количества (здесь – клеток), которое выступает предпосылкой перехода в качественно иное состояние: от семени к растению.
Вся материя развивается по этому закону взаимного перехода противоположностей; на его основе толкуется и история. Один из виднейших советских диссидентов, крупнейший знаток марксизма Александр Зиновьев говорил о том, что КПСС предлагала массам одно из наиболее мощных и правдивых типов мировоззрения.
Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 4950
Распечатать

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - Материалистические тенденции как реакция на идеализм. Вульгарный материализм
24.03.2009 - Естественнонаучные поводы к материализму
24.03.2009 - Карл Фохт (1817–1895)
24.03.2009 - Людвиг Бюхнер (Buchner) (29 сентября 1824, Дар-мштадт — 1 мая 1899, там же)
24.03.2009 - Молешотт (Moleschott) Якоб (1822–1893)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы