Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Нужно ли преподавать в ВУЗах дисциплину "Философия"?

Да
Нет
Не определился (-ась)


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1421
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Маркс. Учение о стоимости



1. Особенно основательно Маркс исследует возникновение и сущность капитализма, т.е. производственные отношения своего времени. В своем основном экономическом произведении, «Капитале», маркс исходит из принципов, разработанных английскими экономистами: стоимость товара рассматривается им прежде всего как "концентрированное рабочее время".

Денежная экономика не только затушевывает общественную сущность труда, но и делает возможным накопление стоимости – в противовес примитивному обмену. Такое накопление – цель капиталистического способа хозяйствования. От отношения "товар – деньги – товар" он переходит к формуле "деньги – товар – деньги", причем товар становится лишь путем к скоплению в руках капиталиста все больших денежных сумм. Последний организует производство не для обслуживания личных нужд, а для все нового производства. Источником этого прироста маркс считает прибавочную стоимость: при производстве товара капиталист отдает производителю – рабочему – отнюдь не все, а оставляет часть средств себе. Капиталист "покупает" рабочую силу на свободном рынке. Рабочий не только отрабатывает рабочее время, необходимое для своего существования, но и в добавочное время создает неоплаченную прибавочную стоимость. Эта взаимосвязь – важнейший источник отчуждения. В условиях разделения труда рабочий теряет всякий контакт с продуктом своего труда.

Он чувствует, что капиталист его эксплуатирует, а собратья конкурируют с ним. Анонимная власть денег отчуждает его от собственной сущности. Такие отношения "не оставили между человеком и человеком никаких иных уз, кроме голого интереса, кроме бесчувственного „чистогана".

Маркс подтверждает выводы, сделанные ранними, или утопическими, социалистами – Сен-Симоном (1769–1825) и Ш. Фурье (1772–1837). Как и они, он требует упразднения частной собственности. В противовес утопическим социалистам Маркс в соответствии с принципами исторического материализма говорит о неизбежном развитии общества к коммунизму.

Эта неизбежность устанавливается научными методами в ходе исследования внутренней механики капитализма – поэтому Маркс говорит о "научном социализме. Продолжающаяся концентрация капитала приведет к его накоплению у все меньшего числа капиталистов, а пролетариат будет все больше нищать ("теория обнищания").

Циклические кризисы обнаруживают противоречивость системы, которая в конце концов будет уничтожена пролетарской революцией. Так же как некогда буржуазия отняла власть у феодальных владык, в этой последней классовой битве победит класс пролетариев. Эта революция обобществит средства производства и сделает труд коллективным. В итоге после ее завершения классы, а с ними и государство, отомрут.

2. Товарное, и особенно капиталистическое, производство делает фетишизм присущим повседневной практике. Ее элементарная форма – фетишистский характер товара, при котором происходит его персонификация и одновременно овеществление товаропроизводителей. Последним их отношения «кажутся именно тем, что они представляют собой на самом деле, т. е. не непосредственно общественными отношениями самих лиц в их труде, а, напротив, вещными отношениями лиц и общественными отношениями вещей» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 23, с, 83). Фетишизм проявляется в культе денег, золота, в приписывании капиталу способности к самовозрастанию независимо от труда, в фанатическом преклонении перед символами власти, политическими институтами, в наделении магическим влиянием идеологических представлений, лозунгов. Во всех этих случаях результатам (материальным или духовным) человеческой деятельности придается мистическая самостоятельность и могущество над людьми. Маркс показал, что корни фетишизма – в объективном извращении и перевертывании отношения между субъектом и объектом, в отчуждении и овеществлении социальных отношений, т. е. в низведении человека до уровня вещи или исполнителя вещных функций.



Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 7201
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - Материалистические тенденции как реакция на идеализм. Вульгарный материализм
24.03.2009 - Естественнонаучные поводы к материализму
24.03.2009 - Карл Фохт (1817–1895)
24.03.2009 - Людвиг Бюхнер (Buchner) (29 сентября 1824, Дар-мштадт — 1 мая 1899, там же)
24.03.2009 - Молешотт (Moleschott) Якоб (1822–1893)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы