1. Особенно основательно Маркс исследует возникновение и сущность капитализма, т.е. производственные отношения своего времени. В своем основном экономическом произведении, «Капитале», маркс исходит из принципов, разработанных английскими экономистами: стоимость товара рассматривается им прежде всего как "концентрированное рабочее время".
Денежная экономика не только затушевывает общественную сущность труда, но и делает возможным накопление стоимости – в противовес примитивному обмену. Такое накопление – цель капиталистического способа хозяйствования. От отношения "товар – деньги – товар" он переходит к формуле "деньги – товар – деньги", причем товар становится лишь путем к скоплению в руках капиталиста все больших денежных сумм. Последний организует производство не для обслуживания личных нужд, а для все нового производства. Источником этого прироста маркс считает прибавочную стоимость: при производстве товара капиталист отдает производителю – рабочему – отнюдь не все, а оставляет часть средств себе. Капиталист "покупает" рабочую силу на свободном рынке. Рабочий не только отрабатывает рабочее время, необходимое для своего существования, но и в добавочное время создает неоплаченную прибавочную стоимость. Эта взаимосвязь – важнейший источник отчуждения. В условиях разделения труда рабочий теряет всякий контакт с продуктом своего труда.
Он чувствует, что капиталист его эксплуатирует, а собратья конкурируют с ним. Анонимная власть денег отчуждает его от собственной сущности. Такие отношения "не оставили между человеком и человеком никаких иных уз, кроме голого интереса, кроме бесчувственного „чистогана".
Маркс подтверждает выводы, сделанные ранними, или утопическими, социалистами – Сен-Симоном (1769–1825) и Ш. Фурье (1772–1837). Как и они, он требует упразднения частной собственности. В противовес утопическим социалистам Маркс в соответствии с принципами исторического материализма говорит о неизбежном развитии общества к коммунизму.
Эта неизбежность устанавливается научными методами в ходе исследования внутренней механики капитализма – поэтому Маркс говорит о "научном социализме. Продолжающаяся концентрация капитала приведет к его накоплению у все меньшего числа капиталистов, а пролетариат будет все больше нищать ("теория обнищания").
Циклические кризисы обнаруживают противоречивость системы, которая в конце концов будет уничтожена пролетарской революцией. Так же как некогда буржуазия отняла власть у феодальных владык, в этой последней классовой битве победит класс пролетариев. Эта революция обобществит средства производства и сделает труд коллективным. В итоге после ее завершения классы, а с ними и государство, отомрут.
2. Товарное, и особенно капиталистическое, производство делает фетишизм присущим повседневной практике. Ее элементарная форма – фетишистский характер товара, при котором происходит его персонификация и одновременно овеществление товаропроизводителей. Последним их отношения «кажутся именно тем, что они представляют собой на самом деле, т. е. не непосредственно общественными отношениями самих лиц в их труде, а, напротив, вещными отношениями лиц и общественными отношениями вещей» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 23, с, 83). Фетишизм проявляется в культе денег, золота, в приписывании капиталу способности к самовозрастанию независимо от труда, в фанатическом преклонении перед символами власти, политическими институтами, в наделении магическим влиянием идеологических представлений, лозунгов. Во всех этих случаях результатам (материальным или духовным) человеческой деятельности придается мистическая самостоятельность и могущество над людьми. Маркс показал, что корни фетишизма – в объективном извращении и перевертывании отношения между субъектом и объектом, в отчуждении и овеществлении социальных отношений, т. е. в низведении человека до уровня вещи или исполнителя вещных функций.
|