Интенция | Все о философии Бесплатные тесты онлайн
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли философия в России

Есть
Нет
Была в СССР
Ее никогда не было


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 750
Комментарии: 0
Спонсоры

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Маркс. Учение об идеологии

Марксизм

После открытия зависимости сознания людей от материальных условий жизни (бытия), от практической деятельности и ее главного вида – материального производства – Марксу решается переосмыслить значение и роль духовной деятельности (в том числе и философской) в историческом процессе.

По Марксу, идеи и концепции, даже самые ради смелые и революционные, не могут служить источниками и причинами исторических изменений в реальности. Всякое мировоззрение, в том числе и философское, не творит и не создает, а только выражает жизнь, изменяющуюся по собственным, лишь частично доступным и понятным людям законам.

Маркс считает типичным положение, когда сознание выражает определенную реальность, историческую практику только косвенно, частично. Существуют и чисто иллюзорные, фантастические представления о реальности. Теоретик может быть даже сознательным апологетом какой-либо социальной группы, создателем того, что Маркс называет «социальным лицемерием эпохи».

Тем не менее, и фантастические, и социально-тенденциозные идеи выражают уровень развития общества даже уже в самом своем неповторимом искажении.

Так Маркс приходит к понятию идеологии. Духовное творчество – философское, политическое, правовое, религиозное – рассматривается при том как идеологическое искажение реальности [пред-рассудок] в той степени, в какой оно претендует на самостоятельную и первичную (направляющую) роль в жизни общества. И это проявляется независимо от классовой – радикальной ли, консервативной – его ориентации. Идеология всегда только сопровождает – содействует или препятствует – реальности, которой она подчинена и в которую входит. Изменяется жизнь в реальном ее течении – соответственно изменяются и взгляды людей, подстраивается соответствующая идеологическая форма осознания и выражения этих изменений (часто, впрочем, весьма неадекватная).

Идеология рассматривается как надстройка над экономическим базисом.

Духовная деятельность (и философия) не может служить источником исторических изменений в действительном мире.

Всякое мировоззрение не творит и не создает, а лишь выражает жизнь, изменяющуюся по собственным законам. Идеология бывает права только “задним числом”.

В процессе кропотливой ювелирной работы Маркс препарировал тело общества и извлек из него душу – капитал. В итоге он так и не сумел до конца прояснить вопрос, имеет ли мессианская миссия пролетариата (идея такой миссии – вклад Маркса в немецкий идеализм, существовавший до 1850 года) хоть какой-то шанс на успех в борьбе против железных закономерностей капиталистического общества (исследование коих стало вкладом Маркса в детерминистскую философию, распустившуюся пышным цветом уже после 1850 года). Маркс тоже желает раскрывать “мошенничества”, только на сей раз на ниве «идеологической критики». По его мнению, мысли не порождаются мозгом, как считало великое множество философствовавших физиологов и зоологов, а выделяются, подобно поту, из пор общества. Этот обществовед и идеолог тоже хотел лишить волшебного ореола странный феномен обособленности духа. Все крестовые походы материализма были направлены против смысловых ценностей.



Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 3180
Распечатать

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - Материалистические тенденции как реакция на идеализм. Вульгарный материализм
24.03.2009 - Естественнонаучные поводы к материализму
24.03.2009 - Людвиг Бюхнер (Buchner) (29 сентября 1824, Дар-мштадт — 1 мая 1899, там же)
24.03.2009 - Карл Фохт (1817–1895)
24.03.2009 - Молешотт (Moleschott) Якоб (1822–1893)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

философский камень
Партнеры
Полезное
Нет содержания для этого блока!
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы