Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
В чeм смысл жизни?

В ощущениях
В слиянии с Божественным
В Познании
В служении обществу
Смысл жизни-спекуляция разума


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1006
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Маркс. Учение о практике

Марксизм

1. Первичность практики

«Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его». Как видим, для Маркса объяснить (теоретически) – это еще не изменить. Он верит только в ощутимые материальные изменения. Это – не столько материализм, сколько оплотнение духа. На самом деле, Маркс пытается дать еще одно объяснение – исчерпывающее, “последнюю правду”. Это – учение о практике.

Практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми. Она – исторична и состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя.

Практика является первичной по отношению ко всему духовному.

Она состоит в преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя.

Практика – единственный критерий истины (это не так далеко от Гегеля, у которого Мировая Идея лишь по ходу действия себя познает и определяет).

Практика предметна (не теоретична), поскольку люди реально преобразуют то, что дает природа, и что уже создано другими людьми (предметы). Именно в исторической практике, в конечном счете, и решаются все те теоретические проблемы, которые кажутся мыслителям исключительно делом просвещенного философского разума. Тут можно говорить о “послеустановленной гармонии” (термин XX века).

Тем не менее, по Марксу, хороший теоретик может угадывать и схватывать логику происходящих процессов, устанавливая тем самым “законы развития”. Но похожее утверждал уже Аристотель: отказывая идеям в онтологической реальности, он говорил, что человек может считывать идеи из вещей своим умом.

Марксистская формула такова: от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике.

В «Тезисах о Фейербахе» Маркс писал: «Главный недостаток всего предшествующего материализма – включая и фейербаховский – заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувствительной деятельности как таковой». Ближе всего к этой позиции подошел Кант, у которого предмет складывался на основе внешних ощущений и активного творческого воображения. Марксистская практика, как позднее выразится Ленин, превращает кантовские “вещи в себе” в “вещи для нас”.

Впрочем, и у Канта, помимо его просветительского кредо, “cвышеданный”, ни в чем, кроме "истины", не заинтересованный Разум, этот “чистый теоретический разум” оказался лишь произвольным воображением, и, притом, практическим. Тем самым Разум оказывался лишь побочным продуктом "низменной", "грубо утилитарной" практической деятельности – а по Марксу, труда! «Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже, построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника, т. е. идеально. Работник отличается от пчелы не только тем, что изменяет форму того, что дано природой: в том, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю».

По Марксу, жизнь людей, в которой и обнаруживается человеческая сущность, носит преимущественно практический характер. Человек не просто “находится” в природе, а практически преобразовывает, изменяет ее. Но отчужденный труд является проклятием, утратой человеческой сущности. Поэтому философам – и материалистам, и идеалистам – подлинно человеческим в человеке всегда казалось только духовное начало, относящееся к высшим формам творчества и культуры. Практическая же жизнь людей третировалась как что-то грязно-торгашеское, античеловеческое и враждебное разуму и высшим философским ценностям.

Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 29993
Распечатать

Всего 1 на 3 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 >>

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - Материалистические тенденции как реакция на идеализм. Вульгарный материализм
24.03.2009 - Естественнонаучные поводы к материализму
24.03.2009 - Карл Фохт (1817–1895)
24.03.2009 - Людвиг Бюхнер (Buchner) (29 сентября 1824, Дар-мштадт — 1 мая 1899, там же)
24.03.2009 - Молешотт (Moleschott) Якоб (1822–1893)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы