Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли философия в России

Есть
Нет
Была в СССР
Ее никогда не было


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1353
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Маркс. Учение о производительных силах и производственных отношениях

Марксизм

В экономическом базисе Маркс выделяет 2 элемента – материальные производительные силы (Produktionsverhaltnisse) и производственные отношения (Produktivkrafte), причем второй элемент зависит от первого. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные необходимые отношения, независимые от их воли, производственные отношения [Produktionsverhaltnisse], соответствующие определенной стадии развития их материальных производительных сил [Produktivkrafte]. Совокупность этих производственных отношений образует экономическую структуру общества»[4]. Хотя здесь экономическая структура общества отождествляется с совокупностью его производственных отношений, но так как утверждается, что эти отношения соответствуют определенному уровню развития производительных сил данного общества, и поскольку возникновение конфликтов между производительными силами и производственными отношениями в любом обществе – существенная черта Марксовой картины человеческой истории, то очевидно, что мы должны выделять два главных элемента экономической структуры общества, структуры, характеризуемой Марксом также как способ производства (Produktionsweise).

Термин «материальные силы производства» (или «материальные производительные силы») обозначает все материальные вещи – от примитивных каменных орудий до сложнейшего современного машинного оборудования, – используемые человеком в качестве искусственных приспособлений в его производственной деятельности, т.е. в удовлетворении его материальных потребностей. Он также включает природные силы – в той мере, в какой они используются человеком в процессе производства. По всей видимости, этот термин может также обозначать все объекты, которые требуются для производственной деятельности, даже если они непосредственно и не входят в ее состав[5].

Маркс обычно говорит, что производительные силы делают то или это, но в предположении, что развиваются они в условиях деятельности человека. «Первая предпосылка всякой человеческой истории – это, конечно, существование живых человеческих индивидов»[6]. И в "Коммунистическом манифесте" он говорит, что буржуазия революционизирует средства производства и вследствие этого – производственные отношения. В "Немецкой идеологии" он, однако, замечает, что производство жизни, либо своей собственной – трудом, либо жизни другого – произведением потомства, всегда включает общественное отношение в смысле совместной деятельности разных индивидов. И констатировав, что из этого следует, что определенный способ производства всегда связан с определенным способом совместной деятельности, он утверждает, что этот способ совместной деятельности сам является «производительной силой»[7]. Конечно, он хочет сказать, что общественные отношения между людьми в процессе производства сами могут оказывать обратное воздействие на человеческие потребности и производительные силы. Но если способ совместной деятельности в процессе труда может рассматриваться как производительная сила, то, кажется, нет основания считать, почему, к примеру, пролетариат не должен выступать как производительная сила, даже если этот термин обычно используется Марксом для обозначения скорее приспособлений или средств производства, чем самого человека[8]. В любом случае очень трудно заставить его точно и неизменно употреблять такие термины.

Термин “производственные отношения” означает прежде всего отношения собственности. В самом деле, в «К критике политической экономии» мы читаем, что «отношения собственности" (Eigentumsverhaltnisse) – просто юридическая формулировка для “производственных отношений”»[9]. В целом термин “производственные отношения” обозначает общественные отношения между людьми, включенными в трудовой процесс. По поводу этих отношений говорится, что они зависят от стадии развития производительных сил. И вместе они составляют экономический базис.

В самом общем понимании ОТЧУЖДЕНИЕ – понятие, характеризующее, во-первых, процесс и результаты превращения продуктов человеческой деятельности (как практической – продукты труда, деньги, общественные отношения и т. д., так и теоретической), а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними; во-вторых, превращение к.-л. явлений и отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их реальных жизненных отношений.

Истоки идеи Отчуждения можно найти у Руссо, Гете, Шиллера. Объективно эта идея выражала протест против антигуманистического характера частнособственнических отношений.

Уже у Фихте полагание чистым «Я» предмета (не-Я) выступает как отчуждение.

Идеалистическую интерпретацию отчуждения наиболее полно развил Гегель, у которого весь объективный мир выступает как «отчужденный дух». Задача развития, по Гегелю, состоит в том, чтобы снять в процессе познания это отчуждение. Вместе с тем в понимании отчуждения у Гегеля содержатся рациональные догадки о некоторых особенностях труда в условиях антагонистического общества.

Часто отчуждение трактуется вообще как фатально-неизбежное явление, порожденное либо техническим и научным прогрессом, либо внеисторическими особенностями человеческой деятельности. Теоретической основой такой концепции является отождествление отчуждения с опредмечиванием.

Маркс исходит из того, что отчуждение выражает противоречия определенной ступени развития общества. Оно порождено разделением труда и связано с частной собственностью. В таких условиях общественные отношения формируются стихийно, выходят из-под контроля людей, а результаты и продукты деятельности отчуждаются от индивидов и социальных групп и выступают как навязанные либо др. людьми, либо сверхъестественными силами. В центре внимания Маркса – анализ отчуждения труда, при помощи которого он характеризует систему капиталистических отношений и положение пролетариата. Признание отчуждения труда в качестве основы всех др., в т. ч. и идеологических, форм отчуждения давало возможность понять искаженное, ложное сознание как результат противоречий реальной общественной жизни. Т. обр., устанавливалась зависимость теории от практики, и на этой основе перестраивалась философия. Одновременно Маркс обосновал задачу ликвидации отчуждения путем коммунистического переустройства общества. В дальнейшем в «Капитале» Маркс вычленит различные аспекты отчуждения и обоснует методологическую роль этой категории для анализа функционирования и развития всей системы общественных отношений капитализма.

Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 25648
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - Материалистические тенденции как реакция на идеализм. Вульгарный материализм
24.03.2009 - Естественнонаучные поводы к материализму
24.03.2009 - Карл Фохт (1817–1895)
24.03.2009 - Людвиг Бюхнер (Buchner) (29 сентября 1824, Дар-мштадт — 1 мая 1899, там же)
24.03.2009 - Молешотт (Moleschott) Якоб (1822–1893)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы