1. Религиозные вопросы
2. Всемирная история как откровение Абсолюта
3. Мука Шеллинга
4. Проблема добра и зла
5. Как сочетать?...
6. Учение о свободе
7. Теология Шеллинга
8. Самотворение Божие
9. Человек – связующее звено двух миров
10. Духовные способности человека
11. Мифология
12. Антропология
13. Обоснование троичности христианского Бога
Религиозные вопросы
Шеллинг в дальнейшем развивает эту концепцию и, анализируя Абсолют, который для него все больше и больше становится синонимом Бога, особенно после его личной трагедии, понимает, что Абсолют живет своей жизнью, что это есть не просто некое безличное начало, а есть Личность, и существовать он может только лишь открывая себя кому-то. Поэтому следующий и окончательный этап философской эволюции Шеллинга – это философия откровения.
Шеллинг все больше мыслит как христианский философ; проблемы, которые теперь волнуют Шеллинга, уже не столько проблемы спинозизма или трансцендентального идеализма. Это проблемы, всегда интересовавшие западную христианскую философию, – проблемы существования зла в мире (теодицея), свободы и благодати.
Почему, задает вопрос Шеллинг, в свободу привносится нечто такое, что этой свободе не свойственно, а именно закономерность? Да потому, отвечает он, что над тем и другим стоит нечто третье, высшее. Это высшее начало не может быть ни субъектом, ни объектом, ни тем и другим одновременно, а «исключительно лишь абсолютной тождественностью, которая никогда не может подняться до уровня сознания ввиду отсутствия в ней какой-либо двойственности» (раздвоение является предпосылкой любого сознания). «Словно извечное солнце, сияющее в царстве духов и остающееся незаметным в силу незамутненности своего света, это извечно бессознательное, хотя и не может само стать объектом, вместе с тем всегда накладывает свой отпечаток на все свободные действия и таким является для всех интеллигенции, составляя ту незримую сердцевину, по отношению к которой все интеллигенции представляются лишь потенциями».
По Шеллингу, «Бога нет, если брать бытие в том смысле, какое присуще объективному миру; будь Он, в ничто обратились бы мы сами; но Он непрерывно дается нам в откровении». (На такого безличного Бога, «извечно бессознательного», лишенного бытия в общепринятом смысле, не страшно возвести хулу, что Шеллинг не преминул сделать в «Эпикурейском символе веры...», который был написан почти одновременно с «Системой трансцендентального идеализма».).
Всемирная история как откровение Абсолюта
Шеллинг говорит о 3-х периодах самооткровения Бога. Первый период, когда абсолютное ограничивается реальным, второй период – когда реальное переходит в идеальное, третий – когда снова снимаются все различия.
Процесс творения – самоограничение Бога. ("В уменье себя ограничить проявляется мастер", – цитирует Шеллинг Гёте.) Происходит это по свободной воле Бога. Значит ли это, что мир возник случайно? Нет, не значит: абсолютная свобода представляет собой абсолютную необходимость, ни о каком выборе при свободном волеизъявлении речи быть не может. Проблема выбора встает там, где имеет место сомнение, где воля не прояснена, а следовательно, не свободна. Кто знает, что ему нужно, действует, не выбирая.
Откровение Абсолюта – это всемирная история. 3 основных ее периода – судьба, природа, провидение. Период судьбы охватывает древнюю историю, взлет и падение древних царств, от которых осталось лишь слабое воспоминание. Второй период начинается с расширения границ Римской республики. В этот период в обществе действуют естественные законы, устанавливается общение между народами, которое должно завершиться союзом народов и «всеобщим государством». Только тогда начнется третий период, когда законы природы преобразуются в промысел Провидения. Нельзя сказать, когда он наступит. «Но когда он настаивает – тогда приидет Бог». Так заканчивает Шеллинг свою всемирную историю.
Мука Шеллинга
Сочинение «Философские исследования о сущности человеческой свободы» (1809) знаменует собой переход Шеллинга от системы тождества к периоду, окрашенному в религиозно-теософские тона.
Человеческая свобода есть способность к добру и злу. На вопрос о том, как возможно зло, можно, по шеллингу, ответить только так: разлад заключен уже в самом Боге – это различие между существованием и основой. "Поскольку до Бога или вне его ничего нет, то основа его существования должна заключаться в Нем самом. ... Эта основа Его существования, заключенная в Нем самом, не есть Бог, рассматриваемый абсолютно, т. е. поскольку Он существует, ибо это – лишь основа Его существования. Это природа – в Боге, сущность, от Него, правда, неотделимая, но все-таки от Него отличная". Поскольку все сотворенное идет от Бога, но в то же время от Бога отлично, начало творения должно заключаться в том, что в Боге не есть он Сам, т. е. в Его основе. Эта Основа понимается как темное, бессознательное начало (тьма, бездна), как бесформенное, как произвол, который должен быть преобразован в свет существования (форму, разум, общую волю). В то время как в Боге оба существенных признака неразрывны, у человека они отделены друг от друга, а в этом как раз и заключается возможность появления добра и зла. Поскольку в человеке как возникшем из основы есть относительно независимое от Бога начало, то он свободен творить добро или зло. Зло возникает не из основы самой по себе, а в том случае, когда воля человека отрекается от Света. – Однако чтобы дело не застыло на дуализме основы и существования, должно быть нечто предшествующее им. Шеллинг называет его “безосновным”. Оно безразлично ко всем противоположностям, а потому в нем нет ничего, что препятствовало бы их проявлению.
В поздний период Шеллинг интенсивно ищет новое отношение к христианству. Стремление понять Бога как действительный, а не только мыслимый абсолют ведет его в лекциях по "Философии откровения" к различению негативной и позитивной философии. Негативная философия (гегель) рассматривает то, что дано исключительно в мышлении, в то время как позитивная соотнесена с реальностью. Тем самым разум ограничивает себя, поскольку предполагает данную в опыте действительность.
|