Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 917
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Шеллинг. Философия откровения

1. Религиозные вопросы
2. Всемирная история как откровение Абсолюта
3. Мука Шеллинга
4. Проблема добра и зла
5. Как сочетать?...
6. Учение о свободе
7. Теология Шеллинга
8. Самотворение Божие
9. Человек – связующее звено двух миров
10. Духовные способности человека
11. Мифология
12. Антропология
13. Обоснование троичности христианского Бога

Религиозные вопросы


Шеллинг в дальнейшем развивает эту концепцию и, анализируя Абсолют, который для него все больше и больше становится синонимом Бога, особенно после его личной трагедии, понимает, что Абсолют живет своей жизнью, что это есть не просто некое безличное начало, а есть Личность, и существовать он может только лишь открывая себя кому-то. Поэтому следующий и окончательный этап философской эволюции Шеллинга – это философия откровения.

Шеллинг все больше мыслит как христианский философ; проблемы, которые теперь волнуют Шеллинга, уже не столько проблемы спинозизма или трансцендентального идеализма. Это проблемы, всегда интересовавшие западную христианскую философию, – проблемы существования зла в мире (теодицея), свободы и благодати.

Почему, задает вопрос Шеллинг, в свободу привносится нечто такое, что этой свободе не свойственно, а именно закономерность? Да потому, отвечает он, что над тем и другим стоит нечто третье, высшее. Это высшее начало не может быть ни субъектом, ни объектом, ни тем и другим одновременно, а «исключительно лишь абсолютной тождественностью, которая никогда не может подняться до уровня сознания ввиду отсутствия в ней какой-либо двойственности» (раздвоение является предпосылкой любого сознания). «Словно извечное солнце, сияющее в царстве духов и остающееся незаметным в силу незамутненности своего света, это извечно бессознательное, хотя и не может само стать объектом, вместе с тем всегда накладывает свой отпечаток на все свободные действия и таким является для всех интеллигенции, составляя ту незримую сердцевину, по отношению к которой все интеллигенции представляются лишь потенциями».

По Шеллингу, «Бога нет, если брать бытие в том смысле, какое присуще объективному миру; будь Он, в ничто обратились бы мы сами; но Он непрерывно дается нам в откровении». (На такого безличного Бога, «извечно бессознательного», лишенного бытия в общепринятом смысле, не страшно возвести хулу, что Шеллинг не преминул сделать в «Эпикурейском символе веры...», который был написан почти одновременно с «Системой трансцендентального идеализма».).

Всемирная история как откровение Абсолюта


Шеллинг говорит о 3-х периодах самооткровения Бога. Первый период, когда абсолютное ограничивается реальным, второй период – когда реальное переходит в идеальное, третий – когда снова снимаются все различия.

Процесс творения – самоограничение Бога. ("В уменье себя ограничить проявляется мастер", – цитирует Шеллинг Гёте.) Происходит это по свободной воле Бога. Значит ли это, что мир возник случайно? Нет, не значит: абсолютная свобода представляет собой абсолютную необходимость, ни о каком выборе при свободном волеизъявлении речи быть не может. Проблема выбора встает там, где имеет место сомнение, где воля не прояснена, а следовательно, не свободна. Кто знает, что ему нужно, действует, не выбирая.

Откровение Абсолюта – это всемирная история. 3 основных ее периода – судьба, природа, провидение. Период судьбы охватывает древнюю историю, взлет и падение древних царств, от которых осталось лишь слабое воспоминание. Второй период начинается с расширения границ Римской республики. В этот период в обществе действуют естественные законы, устанавливается общение между народами, которое должно завершиться союзом народов и «всеобщим государством». Только тогда начнется третий период, когда законы природы преобразуются в промысел Провидения. Нельзя сказать, когда он наступит. «Но когда он настаивает – тогда приидет Бог». Так заканчивает Шеллинг свою всемирную историю.

Мука Шеллинга


Сочинение «Философские исследования о сущности человеческой свободы» (1809) знаменует собой переход Шеллинга от системы тождества к периоду, окрашенному в религиозно-теософские тона.

Человеческая свобода есть способность к добру и злу. На вопрос о том, как возможно зло, можно, по шеллингу, ответить только так: разлад заключен уже в самом Боге – это различие между существованием и основой. "Поскольку до Бога или вне его ничего нет, то основа его существования должна заключаться в Нем самом. ... Эта основа Его существования, заключенная в Нем самом, не есть Бог, рассматриваемый абсолютно, т. е. поскольку Он существует, ибо это – лишь основа Его существования. Это природа – в Боге, сущность, от Него, правда, неотделимая, но все-таки от Него отличная". Поскольку все сотворенное идет от Бога, но в то же время от Бога отлично, начало творения должно заключаться в том, что в Боге не есть он Сам, т. е. в Его основе. Эта Основа понимается как темное, бессознательное начало (тьма, бездна), как бесформенное, как произвол, который должен быть преобразован в свет существования (форму, разум, общую волю). В то время как в Боге оба существенных признака неразрывны, у человека они отделены друг от друга, а в этом как раз и заключается возможность появления добра и зла. Поскольку в человеке как возникшем из основы есть относительно независимое от Бога начало, то он свободен творить добро или зло. Зло возникает не из основы самой по себе, а в том случае, когда воля человека отрекается от Света. – Однако чтобы дело не застыло на дуализме основы и существования, должно быть нечто предшествующее им. Шеллинг называет его “безосновным”. Оно безразлично ко всем противоположностям, а потому в нем нет ничего, что препятствовало бы их проявлению.

В поздний период Шеллинг интенсивно ищет новое отношение к христианству. Стремление понять Бога как действительный, а не только мыслимый абсолют ведет его в лекциях по "Философии откровения" к различению негативной и позитивной философии. Негативная философия (гегель) рассматривает то, что дано исключительно в мышлении, в то время как позитивная соотнесена с реальностью. Тем самым разум ограничивает себя, поскольку предполагает данную в опыте действительность.

Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 21446
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - Шеллинг. Жизненный путь, эволюция и сочинения Шеллинга
24.03.2009 - Шеллинг. Фихтеанские начала у Шеллинга и новые ферменты (1795—1796)
24.03.2009 - Философская эволюция Шеллинга
24.03.2009 - Характер философии Шеллинга
24.03.2009 - Шеллинг. Натурфилософия Шеллинга

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Эффективное средство для поднятия иммунитета взрослым ООО Солнышко.
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы