Интенция | Все о философии Бесплатные тесты онлайн
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Вечная жизнь - а вам нужна она?

Да
Нет
Не решил
Земная не нужна


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 295
Комментарии: 0
Спонсоры

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Философская эволюция Шеллинга

1. Фихтеанский период
2. Одухотворенность природы
3. В поисках абсолютного тождества
4. Итоги

Фихтеанский период


Влияние идей Фихте нашло отражение уже в его первых работах – «Я как принцип философии, или Безусловное в человеческом знании» (1795) и «Философские письма о догматизме и критицизме». Вместе с тем интерес к изучению природы привел его к отходу от фихтеанского наукоучения, поскольку он осознал искусственность выведения закономерностей природы из действий трансцендентального субъекта.

Одухотворенность природы


Принципиальные трудности выведения многообразия природы из «всеобщего Я» Фихте заставляют Шеллинга предположить, что природа динамична и развивается благодаря присущему ей единству противоположных сил. Будучи хорошо знаком с новейшими открытиями в области теории электричества (Кулон, Эрстед, Гальвани), Шеллинг строил на них свою философскую картину мира, которую он назвал натурфилософией. Тем самым Шеллинг положил начало влиятельному направлению в области философии природы, когда разрозненные естественнонаучные представления объединяются в целостную картину природы на основании неких заранее принятых философских принципов. При этом недостающие для создания целостной картины природы факты дополняются философским воображением.

Обращение Шеллинга к философии природы не было случайностью. Натурфилософия была призвана помочь решить традиционную проблему соотношения субъективного и объективного, Я и не-Я. Согласно Шеллингу, природа изначально обладает возможностью духовности, – она одухотворена, – тогда как человек стремится воплотить в реальность, в действительность свои духовные способности. В это время с Шеллингом знакомится в Берлине русский посол Федор Тютчев и под влиянием этих его идей пишет стихи:

"Не то, что мните вы природа,
не слепок, не бездушный лик;
в ней есть душа, в ней есть свобода,
в ней есть любовь, в ней есть язык".

В поисках абсолютного тождества


Шеллинга не удовлетворяла идея Фихте о вечном (и неудовлетворяемом) становлении тождества субъекта и объекта. Поэтому впоследствии от натурфилософских представлений Шеллинг переходит на позиции абсолютного тождества.

На этом пути он пришел к философии трансцендентального идеализма, в которой самосознание погружается в высшую объективность, где с помощью интеллектуальной интуиции достигается абсолютное тождество в форме единства всех противоположностей. В интеллектуальной интуиции снимаются все опосредования и происходит погружение сознания в объект до его полного совпадения с ним.

Если для Фихте тождество объекта и субъекта остается вечно желанной, но недостижимой целью, то для автора системы трансцендентального идеализма подобное тождество достижимо, противоположности должны совпасть и свобода должна стать необходимостью. Тем самым в единении с Абсолютом угасает борьба противоположностей, достигаются абсолютное тождество и удовлетворенность.

Реализацию возможности абсолютного тождества Шеллинг находил в мире эстетики, философии, искусства. Искусство, воплощая «эстетическую активность», становится «вечным и единственным откровением». Только искусству оказывается доступной абсолютная объективность.

Итоги


Т. обр., философия Шеллинга прошла ряд этапов в своем развитии, отразив особенности интеллектуального поиска своего времени. Начав с натурфилософии, поздний Шеллинг стал на путь различения “позитивной” и “негативной” философии. При этом если “негативная” философия основана на разуме и занимается исследованием сущности реальных вещей, то «позитивная» философия основана на религии и откровении. Задачу культуры он видел в поиске их единства и интеграции.

В молодости он следовал за фихте, расходясь с ним лишь в оригинальной натурфилософии, в то время как позднее испытывал влияние мистико-теософской системы якоба бёме (1575–1624).

Видевший Шеллинга в последние годы жизни наш В. Ф. Одоевский, под впечатлением разговора с ним, записал: «Шеллинг стар, а то верно бы перешел в православную Церковь». Т. е. те идеи, которые Шеллинг высказывал в своих работах позднего периода откровения, многими воспринимались как идеи, близкие православию. Интересно, что о протестантизме Шеллинг отзывался достаточно нелестно, считая его некоторым промежуточным этапом на пути к истинному христианству.

Лит: Лега В.П. Лекции по истории западной философии
Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 4053
Распечатать

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - Шеллинг. Жизненный путь, эволюция и сочинения Шеллинга
24.03.2009 - Шеллинг. Фихтеанские начала у Шеллинга и новые ферменты (1795—1796)
24.03.2009 - Характер философии Шеллинга
24.03.2009 - Шеллинг. Натурфилософия Шеллинга
24.03.2009 - Шеллинг. Трансцендентальный идеализм

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

философский камень
Полезное
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы