Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Хорошо сформулированный вопрос - половина ответа?

Да, это кратчайший путь к ответу
Это повод задуматься
Это повод не думать
Это выраженное намерение


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 679
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Шеллинг. Трансцендентальный идеализм

1. Интеллигенции
2. Ход рассуждений
3. Этика Шеллинга (практическая философия)
4. Приложение к натурфилософии
5. Тождество противоположностей

Интеллигенции


Не менее натянутыми, хотя более близкими мыслям Канта и особенно Фихте, представляются идеи, высказанные Шеллингом в его системе трансцендентального идеализма – философии 2-го периода, где он показывает, как из субъекта возникает объект, демонстрируя 2-ю сторону тождества.

В этот 2-й период, особенно в работе «Система трансцендентального идеализма», Шеллинг пытается подойти к истине с другой стороны и стремится вывести природу исходя из субъекта.

Здесь для понимания учения Шеллинга важен термин "интеллигенция" – некоторый носитель интеллекта, субстанцию, которая может мыслить. Интеллигенция есть то, что имеет свойство интеллекта. Именно интеллигенция исследуется Шеллингом в трансцендентальной философии. Если философия природы, натурфилософия исходила из того, что для нее аксиомой является существование объективного внешнего мира, то трансцендентальная философия исходит из другой аксиомы, из уверенности в том, что существует лишь субъект, "Я". Поэтому основным принципом трансцендентальной философии является принцип скептицизма. Именно эту линию неосознанно развивали все философы античности, когда пытались сомневаться в существовании внешнего мира. Особенно радикально этот поворот был виден у Рене Декарта. Но, как показывает Шеллинг, это – лишь одна часть истинной философской системы.

Ход рассуждений


Трансцендентальная философия начинает с повального сомнения и в результате этого сомнения приходит к убежденности в существовании только субъекта, только мыслящего фихтевского "я", или кантовского трансцендентального разума. Здесь на первых порах Шеллинг рассуждает подобно тому, как рассуждал в свое время Фихте. Если для человека единственной достоверной реальностью является "Я", то философ в трансцендентальной философии начинает с положения, что "Я" полагает "Я". "Я" мыслит и созерцает только лишь себя. Но "Я" созерцает себя ограниченным и в этом ограничении себя оно понимает, что существует некоторое "не-Я".

Если существует "не-Я", то, значит, оно воздействует на "Я", а поскольку кроме "Я" ничего не существует, то значит это "не-Я" есть аффицирование "Я" самим себя со стороны самого себя (самоаффицирование). То есть "не-Я", объект познания возникает из самого же субъекта, из самого познающего "Я". Поэтому "Я" созерцает себя ощущающим (когда сознается, что существует еще "не-Я"). Поэтому следующий факт, который наблюдает мыслитель (трансцендентальный философ) – это факт уже не созерцания, а ощущения, ощущения объективного мира. Таким образом возникает представление о внешнем мире.

Этика Шеллинга (практическая философия)


На этом же этапе Шеллинг исследует и 2-й раздел трансцендентальной философии – практическую философию. Трансцендентальная философия есть философия, состоящая из 2-х частей: теоретической философии, исследующей познание, и практической философии, исследующей свободную, т. е. нравственную деятельность человека. В субъекте совпадает и познавательная деятельность, и нравственная. Но законы, которые познают ученые, и свобода противоречат друг другу. Это очевидное противоречие свободы и необходимости, поэтому разрешиться оно может только в более высокой, всеобъемлющей философии.

Эта философия может быть основана только на принципах, превосходящих человеческий разум. Таким учением для Шеллинга является принцип предустановленной гармонии. Шеллинг высоко оценивал Лейбница и всю его философию. Он писал: "Какую работу Лейбница я ни возьму, какую фразу ни прочитаю, везде видна огромная мысль. И нет такой работы, в которой бы Лейбниц не изложил свое гениальное видение". В преодолении противоречия свободы и необходимости возникает понятие целеполагания – предустановленная гармония существует ради какой-то цели.

Целеполагание, о котором Кант говорил в "Критике способности суждения", опять же обнаруживается в субъекте, т. е. философ вновь, как бы уходя от субъекта для разрешения противоречия между необходимостью и свободой, возвращается к субъекту. И вообще Шеллинг указывал, что этот круг в философии не есть порочный круг, а, наоборот, признак действительной системы философии, ибо истинность системы как раз и состоит в том, что философия в своем последнем пункте возвращается к своей исходной точке, из которой она исходила. То есть истинная система всегда должна быть системой всеохватывающей, цикличной, круговой.

Итак, в "Системе трансцендентального идеализма" самосознание рассматривается как высший принцип знания. Таковое продуцирует как себя само, так и – посредством бессознательного продуцирования – мир объектов. Я как субъект тождественно Я как объекту, поскольку, мысля себя, оно превращает себя в объект.

Приложение к натурфилософии


В его натурфилософии природа как субъект есть абсолютная продуктивность, а природа как объект – абсолютный продукт. Если бы существовала только чистая продуктивность, то не возникло бы ничего определенного. Поэтому от конечных форм должно исходить некоторое противодействие – ограничение. Причина этого ограничения заключена в самой природе, поскольку она становится объектом для себя самой. Благодаря этим противодействующим силам природа постоянно находится в становлении.

Мнимо самостоятельное существование продуктов в действительности есть их непрерывное репродуцирование, беспрестанное уничтожение и возникновение. Шеллинг наглядно представляет это в виде потока, который благодаря сопротивлению находящихся в нем предметов образует определенной формы водоворот. Ведь обратное течение в этом водовороте возникает благодаря силе самого потока. И обе силы, противодействуя, сохраняются в постоянном обновлении. Вся природа одушевлена продуктивной жизнью. Даже так называемое анорганическое – это всего лишь пока еще не пробудившаяся, дремлющая жизнь. "Даже так называемая мертвая материя есть всего лишь дремлющий, словно опьяненный конечным мир животных и растений...".
§5. Тождество противоположностей

Исходным пунктом своего учения Шеллинг фактически делает тождество противоположностей – субъекта и объекта. Но сам метод – принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum) – он фактически берет у Николая Кузанского. Хотя Гегель сам считал, что его диалектика имеет своим источником учения Платона и Аристотеля, однако в действительности, отменяя закон непротиворечия, сформулированный Аристотелем в качестве фундамента как логики, так и онтологии, Гегель следует за Кузанцем (то обстоятельство, что сочинения самого Николая Кузанского не были известны Гегелю, не меняет дела: идеи Кузанца оказывали сильное опосредованное влияние на мышление Нового времени).

При этом Шеллинг применяет принцип развития, разработанный Фихте по отношению к субъекту и его деятельности, также и к анализу природы.

В учении Шеллинга преодолевается характерное для трансцендентального идеализма Канта, а в определенной мере и Фихте, противопоставление мира природы как феноменального и мира свободы как умопостигаемого: обе сферы рассматриваются Шеллингом как развивающиеся из единого Начала, представляющего собой абсолютное тождество субъекта и объекта, точку "безразличия" обоих. Абсолютный субъект Фихте, никогда не утрачивавший связи с индивидуальным сознанием, превращается у Шеллинга в божественное Начало мира, сближаясь со спинозовской субстанцией. Философия природы и философия тождества Шеллинга – это объективный идеализм, главная задача которого – показать, как из единого первоначала, которое есть ни субъект, ни объект, рождается все многообразие универсума. Возникновение многого из единого – проблема, которой занимались еще античные философы, с попыткой ее решения связано возникновение древнегреческой диалектики. Однако представители немецкого классического идеализма, особенно Шеллинг и Гегель, разрабатывают диалектический метод, опираясь не столько на античные образцы, сколько на те принципы, которые были созданы в эпоху Возрождения у Николая Кузанского и Джордано Бруно. Не случайно Шеллинг часто обращается к творчеству Бруно, пантеизм которого значительно ближе ему, чем этический идеализм Канта и Фихте.

Лит: Лега В.П. Лекции по истории западной философии
Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 15508
Распечатать

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - Шеллинг. Жизненный путь, эволюция и сочинения Шеллинга
24.03.2009 - Шеллинг. Фихтеанские начала у Шеллинга и новые ферменты (1795—1796)
24.03.2009 - Философская эволюция Шеллинга
24.03.2009 - Характер философии Шеллинга
24.03.2009 - Шеллинг. Натурфилософия Шеллинга

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы