1. Линейное время и длительность (duree)
2. Длительность как единство прошлого и будущего
3. Существовать = беспрерывно меняться
4. Призыв обратиться к собственной жизни сознания
1. Линейное время и длительность (duree)
Уже в интернате Бергсон понял, что время, о котором говорит математика, и реальное время – совсем разные вещи, и из этого он и начинает исходить в своей последующей философии.
В полемике с теориями психологического детерминизма и психофизики он описывает человеческое сознание как непрерывно изменяющуюся, творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией.
Центральное понятие Бергсона – “чистая”, т. е. нематериальная, “длительность”, отличаемая от “времени” – первооснова всего сущего. Материя, время, движение – различные формы проявления «длительности» в нашем представлении. Познание “длительности” доступно лишь интуиции, понимаемой как непонятийное, непосредственное “узрение”, “постижение”, где «акт познания совпадает с актом, порождающим действительность».
Исследуя понятие времени, Бергсон вводит 2 различных понятия: собственно время, так называемое линейное время, которым оперируют в математике и в естественных науках, и длительность (duree) – то реальное (психологическое) время, которое мы переживаем. Между этими понятиями времени существует непреодолимая пропасть.
Математическое время есть просто некоторая прямая, в которой различные моменты равноправны друг перед другом. Именно таким временем оперируют математика и математическая физика. На этой прямой совершенно безразлично, прошлое здесь, настоящее или будущее – таких понятий для линейного времени не существует, но для любого человека всегда есть понятие прошлого, настоящего и будущего. И более того, со всей остротой возникает проблема, высвеченная еще Аристотелем и гениально показанная Августином, – то, что время, понимаемое как единство прошлого, настоящего и будущего, попросту исчезает: прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее есть неуловимое мгновение, которое поймать невозможно.
Это переживание времени Бергсон называет длительностью. Основная идея Бергсона состоит в том, что логическая мысль не способна представить себе истинной природы жизни, ибо мысль – только одно ее истечение, только одна сторона жизни. Трудности и противоречия философии рождаются оттого, что философы прилагают привычные формы нашей мысли к тем предметам, к которым эти формы совершенно не приложимы. Поэтому теория познания должна строиться на теории жизни. Постижение жизни дается человеку прежде всего в ее переживании, а переживанием является наше собственное переживание, т. е. переживание нашего собственного существования.
Из всего, что существует, по мнению Бергсона, самым достоверным и всего более нам известным является наше собственное существование (экзистенция).
|