Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как произошел человек?

От обезьяны (путем эволюции)
Был создан Демиургом
Занесен иноплатным разумом
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 916
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Бергсон: Биография

Французский философ и психолог, представитель интуитивизма и философий жизни

Профессор Коллеж де Франс (1900—14); член Французской академии (1914); президент Академий моральных и политических наук (1914). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1927). Получил Классическое образование в Париже—в лицее Кондорсе (1868—78) и Эколь Нормаль (1878—81). Преподавал в лицее Анжера (1881—83), в лицее Блеза Паскаля в Клермон-Ферране (1883—88), а с 1888 в Париже ~ в лицеях Людовика Великого и Генриха IV, в Эколь Нормаль и Коллеж Роллен (1889—1900). В 1889 защитилдве дисеерч тации—«Опыт о непосредственных данных сознания» (где высказана ключевая идея о длительности как конкретном психологическом времени) и «Идея места у Аристотеля» (на лат. языке). В 1896 вышла в свет работа «Материя и память», в которой Бергсон дал философское обоснование концепции непосредственного знания и сформулировал идею о познании как синтезе восприятия и памяти. Лекционные курсы Бергсона в Коллеж де Франс легли в основу его философского сочинения «Творческая эволюция» (1907), где в наиболее глубоком и последовательном виде изложена концепция реальности и познания. Эта работа принесла Бергсону мировую известность и поставила его в один ряд с ведущими мыслителями эпохи. Написанные им в разное время статьи, тексты выступлений на философских дискуссиях и речей составили сборники «Духовная энергия» (1919) и «Мысль и движущееся» (1934); в 1922 вышла работа «Длительность и одновременность», посвященная полемике с идеями теории относительности А, Эйнштейна. В 1917—18 Бергсон осуществлял дипломатические миссии в Испании и США. В 1922 стал первым президентом Международного комитет» но интеллектуальному сотрудничеству (в рамках Лига Наций). В 1932 вышла в свет последняя книга Бергсона «Два источника морали и религии», где изложена этико-религиозная концепция.
Провозгласив необходимость создания «позитивной метафизики», опирающейся на конкретный опыт, но сохраняющей (вопреки позитивизму) сущностные черты именно философского знания, Бергсон .увидел путь к, решению этой задачи в «очищении опыта» путем возврата к «непосредственным данным сознания». В ранних работах на материале, почерпнутом из психологии, он решает собственно философские проблемы. Полемизируя с механистической психологией, концепциями психологического детерминизма и психофизики, Бергсон показал, что боль-шинство проблем в психологии и философии проистекают из смешения длительности и протяжения, динамического и статического, количества и качества, детерминизма И свободы. С этих позиций он переосмыслил понятие времени, создав концепцию «чистой длительности», конкретного времени, составляющего подлинную сущность человеческого сознания. В «Опыте о непосредственных данных сознания» сознание предстало как непрерывная, изменяющаяся, творческая реальность, поток, который включает в себя множество слоев —от глубинных, дореф-лексивных до поверхностных, интеллекгуальрлх, связанных с практикой и социальной жизнью. Лишь на внешних уровнях действуют законы причинности, в сфере же глубинной духовной жизни нет законов, а есть только непосредственные факты, главные из которых—длительность и свобода.
В работе «Материя и память» Бергсон продолжил исследование проблем гносеологии и психологии в плаце отношения сознания к внешней реальности. Здесь изложена концепция опыта, теория чистого восприятия, на которой базируется разработанный Бергсоном интуитивизм. Он описывает реальность как неделимую движущуюся непрерывность, постигаемую непосредственным опытом, первичной интуицией. Исходный пункт познания образует «чистое восприятие», над которым надстраивается интеллект с его практически и социально обусловленными операциями. Сам процесс познания предстает как постоянное взаимодействие восприятия и памяти, воспоминаний. Бергсон исследует роль тела (в частности, мозга в познании и делает вывод о том, что мозг не порождает представлений, а является орудием действия, как и само тело, всегда тесно связанное с настоящим и ориентирующее сознание на практическую деятельность.
Дальнейшее развитие идеи ранних работ получили в концепции эволюционного процесса, созданной под сильным влиянием Плотина и изложенной в «Творческой эволю-
ции». Целью Бергсона было обоснование его теории: отношения интеллекта и интуиции, философии и.нау исходя из эволюционных представлений. В пр механистическим и телеологическим взглядам на эв цию он выдвигает собственную концепцию эволюции «потока жизни», первичным импульсом которого яв «жизненный порыв (а потому цель эволюции лежит -впереди самого эволюционного-процесса, как в класси ской телеологии, а позади). Эволюцию Бергсон опись как процесс динамического взаимодействия жизненн порыва и косной материи, препятствующей его движен Среди множества параллельных линий, по которым лр ходило развертывание порыва, те из них, где con ние материи пересилило порыв, оказались тупи поступательное развитие сменилось здесь кругов Бергсон рассматривает три основных направления, ния жизненного порыва: чувствительность, -: и инстинкт. Таким образом, интеллект и инстинкт (и которого развивается интуиция) представляют собой., различные формы жизни, которым уже генетич» свойственны противоположные функции. Интел (главное орудие науки), имеющий дело с неорганизов ной материей и способный лишь к механической фабр ции, может добиться в этой сфере полного, даже абсо ного знания; но он не в состоянии постичь живые сие. темы, саму жизнь. Это — прерогатива интуиции и. олир щейся на нее философии. В основе всех философск систем лежат частные интуиции, объединение ко может привести к созданию философии будущего. В'-] витии интуиции и связанных с ней творческих, духовны способностей человека Бергсон видит и главное услов развития мира, преодоления тенденций к круговороту, р грессу. Биологизм эволюционной концепции Берп связанный с метафорой «жизненного порыва», не провор дится им последовательно, поскольку источником жизнен ного порыва он считает сознание или сверхсознание, а > ловека в его теории отделяет от животного мира не качественно новое — способность к интуиции и ' ву, дающая надежду на выживание и развитие и самой человека, и мира.
Возможность прогресса человеческого общества центральной темой поздней работы Бергсона—«Двух источников морали и религии», где изложена его фило культуры и этико-религиозная концепция. Теоретическ базу этой концепции составили идеи, сформулированны в «Творческой эволюции», но разработана она была по, сильным влиянием христианского мистицизма, с и связано переплетение в ней разных, порой взаимои лючающих тенденций. Бергсон рассматривает две осно ные модели социальности —Закрытые и открытые оби ства —и соответствующие им формы морали и религии статическую и динамическую. Представление о тупик эволюции распространяется здесь на закрытые обще-(имевшие вполне реальный прототип в виде современ тоталитарных режимов), где господствуютавторитари стремление к жесткой субординации и координации ментов, а главным, цементирующим общность принципе является национализм. Функция статических морали и религии — обеспечение социальной солидарности, дисцип-j лины и порядка, подчинения абсолютной власти вовдя. К закрытым обществам неприменимо понятие разви движение в них сменяется круговоротом и засть в устойчивых и не подлежащих пересмотру формах. Прогресс остается возможным, по Бергсону, только в откры-вдх обществах, которые представляют собой высшую форму социальности, не подавляющую личность, но, напротив, выявляющую ее творческие способности. Главным принципом действующей здесь динамической морали является любовь к человечеству, а носители этой морали, здены открытого общества—избранные личности, среди которых Бергсон особенно выделяет древнегреческих мудрецов, пророков Израиля, христианских мистиков. В них воплощены моральные идеалы, в следовании которым Бергсон видит теперь единственную возможность противостоять «механизации души», искусственным потребностям, вызванным преимущественным развитием «тела» человечества, возможность достичь гармонии и свободы. Хотя Бергсон не создал своей философской школы, его концепция глубоко повлияла на культурную и интеллектуальную атмосферу во Франции и других странах; воздействие его идей (многие из которых не утратили актуальности в кон. 20 в.) испытали П. Тейяр де Шарден, Э. Ле-руа, А. Тойнби, Дж. Сантаяна, А. Уайтхед и многие другие мыслители и писатели.
Сеч.: Oeuvres. Р., 1959; Ecrits et paroles, v. l<-3. P., 1957—59; Собр. сот, т. 1-5. СПб., 1913-14; Собр. соч., т. 1. М., $92; Смех. М., 1992; Творческая эволюция. М., 1998. -Лит.: Свасъян К. А. Эстетическая сущность интуитивной философии Бергсона. Ереван, 1978; Adolphe L. La philosophic religieuse de Bergson. P., 1946; Benrubi I. Souvenirs sur Henri Bergson. P., 1942; hnkeleviich V. Henri Bergson. P., 1959; Mosse-Bastide R.-M. Bergson educateur. P., 1955; Skarga B. Czas i trwanie. Studia о Bergsonie. Warszawa, 1982; Violette R. La spirituality de Bergson. Toulouse, 1968. Архив: Fonds Bergson. Bibliotheque Jackes Doucet, Place du Pantheon. Paris.
И, И. Блауберг
Разместил: rat Дата: 26.03.2009 Прочитано: 7549
Распечатать

Дополнительно по данной категории

26.03.2009 - Бергсон: Закрытое общество и открытое общество
26.03.2009 - Бергсон: Материя и память
26.03.2009 - Бергсон: Учение о длительности
26.03.2009 - Бергсон: Учение о “творческой эволюции”
26.03.2009 - Бергсон: Учение об интуиции и критика интеллекта

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы