Будучи принципом движения и тем, что заботится обо всем неодушевленном, душа обретает смысл космологического принципа: ум-демиург творит душу космоса - совершенного живого существа, внутри души творит телесную природу, а также высевает человеческие души на звезды, Землю, Луну и прочие орудия времени. Созданная благам демиургом благая душа мира обеспечивает приобщенность здешнего мира необходимее к уму, наделенный индивидуальной душой человек представляет собой сочетание ума и необходимости. Душа, прожившая здешнюю жизнь должным образом, возвращается в обитель соименной звезды, а творившая зло переходит в низшую природу: сначала в женскую, а затем в животных.
В поздних диалогах, размышляя о причинах возникновения зла в мире, созданном благим демиургом. Платон приходит к выводу о наличии в мире особого начала — злой души. В «Политике» он рассуждает о том, что космос периодически движется сначала по воле демиурга-ума, а затем («после того, как каждая душа проделала все назначенные ей порождения») — «под воздействием судьбы и врожденного ему вожделения» (272е—273а), т.е. под воздействием порывов в душе, которая старше всего порожденного и представляет собой начало его движения. В «Законах Платон прямо называет это «неистовое» и «нестройное» движение космоса делом злой души. Находясь в рамках заданного Платоном круга основных философских установок и не опознавая его границ, Аристотель в учении о душе исходит из двух ее основных проявлений в живом существе — движения и ощущения; он формально признает бестелесность души как того, что не есть тело, но что, однако, не может существовать без тела. Не признавая души как самодвижной причины всякого движения, Аристотель рассматривает душу в своей системе категорий как сущность, или «чтойность», или первичную осуществленность, энтелехию естественного органического тела, потенциально обладающего жизнью («О душе»). И как нет зрения самого по себе, но зрением обладает здоровый глаз, так, тело, нет и души самой по себе, но есть живое существе, состоящее из души и тела.
Душу можно описать, изучая движения и ощущения живых существ. В связи с этим Аристотель выделяет растительную, ощущающую и разумную душу и отмечает, что умозрительная часть души, или ум, может существовать отдельно — как вечное существует отдельно от временного. Аристотель описывает питание и воспроизведение, опекаемые растительной душой; пять чувств, желания, страсти, волю, связанные с ощущением; воображение как особую способность, связанную либо с чувственным восприятием, либо с разумом; в разумной душе он выделяет рассуждение я мышление. В качестве движущей способности души Аристотель выделяет стремление и ум, но последний также толкует как своего рода стремление, поскольку сообразное мысли сообразуется и с волей. Отказываясь от преставления о мировой душе, Аристотель вводит, однако, ее своеобразный эрзац— природу, которая имманентна миру так же, как отдельная душа—отдельному живому существу. Психология эллинистических школ—стоицизма «эпикуреизма—разрабатывала идеи, в том или ином виде уже встречавшиеся у предшественников. У стоиков душа — определенным образом окачествованная (теплая) пневма. Зенон называет душу, Которая питается испарением крови и воздухом, «чувствующим испарением»—вероятно; не без влияния Гераклита; при этом все или только души мудрецов сохраняются в эфирной части мира вплоть до его всеобщего воспламенения. Выделяя в душе восемь частей—пять обычных чувств, а также речевое, породильноен ведущее начала, — стоики Говорили также о четырех ее способностях: представлении, согласим» влечении и разуме. Разумность-у-преимущественнее свойство ведущего начала души» так что даже влечения и страсти — это своего рода активность разума. В области этики, стоицизм развил учение о сознательном исторжении души — самоубийстве, что получает дополнительный смысл а связи с учением Сенеки о том, что истинная жизнь души, предсуществовавшей до рождения в этом теле, начинается со смертью тела, возврашаясь к богам. Эпикурейцы представляют душу как специфическое сочитание различных атомов, частью общих с другими образованиями, частью специфических—особенно гладких и круглых, которые по своей тонкости превосходят даже атомы огня. Души безусловно телесны, иначе они не могли бы приводить в движение тела, и смертны, поскольку с разрушением телесного состава разрушается и душа, не имеющая более ни прежних сил, ни ощущений.
Сохранившийся трактат Александра Афродисийского «О душе» (кн. 1—2, см.: Suppl. Arist II 1, 1877, p. 1 — 100, 101—186) позволяет понять, сколь широк был круг вопросов, обсуждавшихся в перипатетической школе) бессмертие души, ее бестелесность, способности, связь души и ума. Платоновская традиция отмечена стремлением уяснить отдельные моменты учения основателя школы, связанные с порождением души в «Тимее» (Плутарх), бессмертием души в целом или только ее рациональной части (в связи с чем Аттик критиковал Аристотеля и некоторых платоников), или одной только разумной души (к чему склонялся Алкиной, рассматривавший также среди прочего вопрос о сродстве душ и одушевляемых ими тел). Характерное для герметизма и гностицизма представление о душе как о женском начале, отпавшем от Ума, своего Горнего Отца, от света и полноты жизни, ставит вопрос в причине этого отпадения, каковым оказывается исходная ошибка, за которой неизбежно следует наказание —жизнь в теле. В связи с этим могло меняться и понимание платоновского «Тимея»: так, пифагореец Нумений учил о душе мира как демиурге, в связи с чем мог возникнуть вопрос о добром или злом демиурге. Дуалистические тенденции в трактовке души проявились у Плотина, учившего о бессмертии мировой души, но отрицавшего бессмертие индивидуальных душ: отдельные души оказывались у него аспектами мировой души, дерзостно отвернувшейся от ума и обратившейся к опеке созданного-через ее посредство чувственного мира. И хотя душа у Плотина не является принципом зла, но именно она провоцирует высшее к переходу в низшее как подлежащее ума, в ходе какового перехода и возникает принцип зла — материя как таковая. Порфирий вновь возвращается к учению о душе-демиурге и рассматривает специально вопросы о вхождении души в тело и способностях души.
|