Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Мудрость - это

Интеллект
Эрудиция
Созидательный жизненный опыт
Творческое мышление


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1068
Комментарии: 1

Актуальные вопросы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Что такое душа?




Против Локка выступал Беркли, утверждавший, что в собственном смысле существуют только мыслящие субстанции, тогда как для других их бытие (esse) есть их «воспринимаемость» (percipi). Нет иной субстанции, кроме духа, или души, которая есть субъект, проявляющий волю и мыслящий. Беркли в своем утверждении о производности тел от духа возвращается к Платону и неоплатоникам и с удовольствием ссылается на Плотина, утверждавшего, что не душа в теле, но тело в душе, а также и Ямвлиха, признававшего душу более высокой, чем природа («Сирис», 270, 272). Попытка примирения разных точек зрения была предпринята в эклектической системе X. Вольфа. Его принципиальным противником выступил Кант, видевший в бессмертии души теоретически недоказуемый постулат практического разума, поскольку существование души после смерти выходит за рамки возможного опыта. С Кантом вопрос о душе в новоевропейской философии принципиально переходит из сферы онтологии и гносеологии в сферу морали. Но с другой стороны, под влиянием Канта развивается исследование души в доступной нам опытной сфере—в эмпирической психологии, стремящейся освободиться от философии и соединиться с антропологией, биологией, физиологией. Душа, бывшая у Юма связкой представлений, становится связкой влечений, сил и способностей (Ф. Э. Бекасе),-психометрия, психофизика, детальное изучение и классификация ощущений (А Бен, В. Вундт, Э. Геринг, У. Джемс и др.) постепенно приводят к вытеснению онтологического понятия о человеческой душе, которое в многообразных направлениях психологии 19— 20 вв. заменяется понятиями «психика», «психическая жизнь» и т. п. Тем не менее ряд мыслителей 19 в. отстаивают метафизическую природу души (Мен де Биран, Ж. Ра-вессону Р. Г.-Лотне, Г. Тейхмюллер, А. А. Козлов, Л. ,М, Лопатин и др,)- Несводимость душевной сферы к рациональной и интеллектуальной подчеркивается в концепции сердца П. Д. Юркевича. Гностические мотивы возрождаются в учении Вл. Соловьева о «душе мира» (Софии) (ср. учение С, Н.Трубецкого - О носителе вселенского, сознания, тождественном с платоновской мировой душой, и софиологию о. Сергия Булгакова).
Лит.: Франк С Л. Душа человека. М., 1917; MoreauJ. L'ame dumondede Platonauxstdiciens. Hildesheira, 196S; Robinson Т. if. Plato's Psychology. Toronto, 1955; Essays on Aristotle's De anima, ed. M. C. Nussbaum, A. 0. Rorty.Oxf., 1992; Corps etame.SurleDe anima d'Aristote, 1996; Festugiere A,-]. La revelation d'Hennes Trismegiste. Ш: Les doctrines de 1'ame. P., 1990; TrouillardJ. L'ame du Timee et l'un du Parmenide dans la perspective neoplatonicienne.— «Revue Internationale de philosophic» (P.), 1970,24, p. 236—251; Steel С. в. The changing self. A study on the soul in later Neoplatonism: Jamblichus, Damascius and Priscianus. В rax,, 1978.
Ю. А. Шичапин

Разместил: Философ Прочитано: 31695
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4

Смотрите также связанные новости

09.11.2013 - Безмолвные призывы реальности
22.02.2010 - Виртуальная реальность: показано к применению
22.01.2010 - Аналитическое и синтетическое
08.09.2009 - Искусственное и естественное
06.08.2009 - Золотое правило нравственности

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы