Против Локка выступал Беркли, утверждавший, что в собственном смысле существуют только мыслящие субстанции, тогда как для других их бытие (esse) есть их «воспринимаемость» (percipi). Нет иной субстанции, кроме духа, или души, которая есть субъект, проявляющий волю и мыслящий. Беркли в своем утверждении о производности тел от духа возвращается к Платону и неоплатоникам и с удовольствием ссылается на Плотина, утверждавшего, что не душа в теле, но тело в душе, а также и Ямвлиха, признававшего душу более высокой, чем природа («Сирис», 270, 272). Попытка примирения разных точек зрения была предпринята в эклектической системе X. Вольфа. Его принципиальным противником выступил Кант, видевший в бессмертии души теоретически недоказуемый постулат практического разума, поскольку существование души после смерти выходит за рамки возможного опыта. С Кантом вопрос о душе в новоевропейской философии принципиально переходит из сферы онтологии и гносеологии в сферу морали. Но с другой стороны, под влиянием Канта развивается исследование души в доступной нам опытной сфере—в эмпирической психологии, стремящейся освободиться от философии и соединиться с антропологией, биологией, физиологией. Душа, бывшая у Юма связкой представлений, становится связкой влечений, сил и способностей (Ф. Э. Бекасе),-психометрия, психофизика, детальное изучение и классификация ощущений (А Бен, В. Вундт, Э. Геринг, У. Джемс и др.) постепенно приводят к вытеснению онтологического понятия о человеческой душе, которое в многообразных направлениях психологии 19— 20 вв. заменяется понятиями «психика», «психическая жизнь» и т. п. Тем не менее ряд мыслителей 19 в. отстаивают метафизическую природу души (Мен де Биран, Ж. Ра-вессону Р. Г.-Лотне, Г. Тейхмюллер, А. А. Козлов, Л. ,М, Лопатин и др,)- Несводимость душевной сферы к рациональной и интеллектуальной подчеркивается в концепции сердца П. Д. Юркевича. Гностические мотивы возрождаются в учении Вл. Соловьева о «душе мира» (Софии) (ср. учение С, Н.Трубецкого - О носителе вселенского, сознания, тождественном с платоновской мировой душой, и софиологию о. Сергия Булгакова).
Лит.: Франк С Л. Душа человека. М., 1917; MoreauJ. L'ame dumondede Platonauxstdiciens. Hildesheira, 196S; Robinson Т. if. Plato's Psychology. Toronto, 1955; Essays on Aristotle's De anima, ed. M. C. Nussbaum, A. 0. Rorty.Oxf., 1992; Corps etame.SurleDe anima d'Aristote, 1996; Festugiere A,-]. La revelation d'Hennes Trismegiste. Ш: Les doctrines de 1'ame. P., 1990; TrouillardJ. L'ame du Timee et l'un du Parmenide dans la perspective neoplatonicienne.— «Revue Internationale de philosophic» (P.), 1970,24, p. 236—251; Steel С. в. The changing self. A study on the soul in later Neoplatonism: Jamblichus, Damascius and Priscianus. В rax,, 1978.
Ю. А. Шичапин
|