1. Теория познания и логика
2. Представление и слово
3. Каталептический принцип истинности представлений
4. Учение о познании
5. Требование логической доказуемости знания
Теория познания и логика
Стоицизму принадлежит видная роль в разработке логики. Самый термин «логика» – как название одного из основных разделов философии – введен в обиход философии именно стоиками. Они признали в логике равноправную часть философии, такую же, как физика и этика.
Логика есть учение о речи. Предмет логики – словесные знаки (звуки, слоги, слова, предложения) и то, что этими знаками обозначается (понятия, суждения, умозаключения, или выводы). Стоики, в отличие от логики предикатов (Аристотель), создали логику высказываний как учение об образовании из простых высказываний сложных и развили на этой базе пропозициональную теорию вывода. Стоики установили виды той связи суждений, которую современная логика называет конъюнкцией, дизъюнкцией и материальной импликацией.
Представление и слово
Предмет логики – «логос» [лектон ?]. Он один и тот же, независимо от того, заключен ли он внутри сознания или обнаружился как внешнее словесное выражение. Признаки истинного и ложного исследует часть логики, называемая диалектикой. Знак представляет интерес только как символ того, что этим знаком обозначается. В свою очередь, интерес к обозначаемому зависит от отношения его к чему-нибудь существующему, данному. В зависимости от вида этого отношения обозначаемое бывает истинно или ложно. Диалектика стоиков совпадает с их теорией познания. Словесный знак – звуковое образование, а обозначаемое – представление. Но представление всегда относится к чему-нибудь, существующему в самой природе вещей и притом независимо от этого представления.
Исходный пункт логики – представление и отношение представления к чему-нибудь данному в природе. Все существующее есть тело, качество тела, движение тела, отношение тела и может стать предметом нашего представления только посредством чувственного восприятия. Чувственное представление – первый и основной из всех видов представления. 2 условия определяют истинность всех наших представлений:
1) способ, каким они выводятся из чувственных представлений, и
2) свойства самих этих представлений.
Чувственное представление есть изменение, или модификация, произведенная в душе предметом; доходя до сознания, это изменение заставляет сознавать и самый предмет. Согласно Зенону и Клеанфу, предмет отпечатлевается в душе; согласно Хрисиппу, душа “модифицируется” предметом. Истинным чувственное представление бывает тогда, когда предмет отражается в нем так, как он есть, со всеми данными в природе своими свойствами. Наряду с истинными, существуют и ложные, обманчивые чувственные представления. Нельзя признать безошибочными, как признавали Эпикур и его последователи, все без исключения чувственные представления, например сны и галлюцинации.
Каталептический принцип истинности представлений
Но в таком случае встает вопрос: по какому критерию можем мы отличать истинные представления от ложных? Существует ли критерий, посредством которого было бы возможно отличить чувственное представление, точно отражающее предмет, от представления, неспособного к такому отражению? Такой критерий, утверждают стоики, существует.
Чтобы избежать согласия с чувственными представлениями, неспособными к верному отражению предмета, человеку необходимо убедиться: 1) в здравом ли состоянии его ум; 2) в здравом ли состоянии орган чувств, обусловливающий восприятие предмета; 3) соответствует ли восприятию пространственное удаление предмета и положение, занимаемое предметом относительно органа чувств; 4) достаточное ли время длился процесс восприятия; 5) было ли само воспринимание настолько тщательно, что могли быть восприняты все качества предмета; 6) не нарушает ли нормальных условий восприятия среда, находящаяся между предметом и органом чувств; 7) подтверждается ли первое впечатление повторными восприятиями – своими или чужими.
|