Стоицизм
Стоицизм — философское течение, возникшее в конце IV в. до н. э. История его делится на три основных периода — древняя Стоя — III — II вв. до н. э. (основатель Стой — Зенон из Китиона. Завершил древний стоицизм Хрисипп); средняя Стоя — II — I вв. до н. э. (Боэт, Панеций, Посидоний); новая Стоя — I — II вв. н. э. (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).
Древняя Стоя разрабатывала физику, этику, логику; в ее учениях немало материалистических тенденций. Средняя и новая Стоя сосредоточивала свое внимание преимущественно на проблемах нравственности, проявляя гораздо меньший интерес к вопросам физики и логики (теории познания).
Как и в философских учениях других античных мыслителей, диалектика стоиков выступает в двух видах: во-первых, это одна из составных частей стоической философии, которую они и называли этим термином и которая в сущности отождествлялась ими с логикой; во-вторых, диалектика стихийная, проявляющаяся в постановке или трактовке стоиками некоторых проблем физики и этики, причем в каждой из трех частей стоической философии — в логике, физике и этике — диалектическая проблематика имеет свою специфическую форму.
Что касается диалектики как части их учения, то она понималась ими традиционно для античности — как искусство достижения истины с помощью спора. При этом они акцентировали собственно формальнологические приемы доказательности и выводимости одних положений из других. Для того чтобы делать правильные выводы и избегать ошибок, философ, по мнению стоиков, должен не только знать принципы логики, но и уметь искусно оперировать ими. Поэтому задача диалектики (логики) — развить это умение. Быть диалектиком означало для стоиков знать логику, и, наоборот, хорошим логиком они считали того, кто владеет диалектикой. Таким образом, грани между формальной логикой и «диалектикой» у стоиков по существу стираются.
Элементы стихийной диалектики имеются в учении стоиков о категориях, в их физике и этике.
В своей физике стоики признают четыре категории, соответствующие аристотелевским: 1) бесформенное нечто — материя; 2) принадлежность — категория, аналогичная аристотелевской категории формы, указывающая на строение материи (из бесформенной материи она делает предметы тем, чем они являются); 3) качество, указывающее на свойства предметов; 4) отношение, характеризующее связь и соотношение разных свойств и строения материи, связь и соотношение предметов в частности. Расположение этих категорий подчинено принципу восхождения от более абстрактного (бесформенной материи) к более конкретному (отношению).
Однако, как и в категорологии Аристотеля, в учении стоиков категорий гораздо больше, чем те четыре, которые названы ими самими. Значительное число категорий разрабатывается стоиками в их физике и этике.
В своей натурфилософии стоики, особенно древние, примыкают к материализму и диалектике Гераклита, рассматривая мир как подчиненный закону, разуму — логосу, который они трактовали, однако, как божественный. Логос — деятельное начало — проникает всю материю — страдательное начало; логос — отец всего существующего, всеобщая закономерность. Оба начала — материя и логос — связаны между собой как две стороны единого начала. Мир представляется стоикам живым существом, в котором все возможное возникновение и уничтожение совершается необходимо, законосообразно.
|