Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Нужно ли преподавать в ВУЗах дисциплину "Философия"?

Да
Нет
Не определился (-ась)


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1418
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Физика стоиков (онтология и космология)

1. Картина мира
2. Живой Космос
3. Стихии
4. Тела и мысль
5. Нечто, сущее и бестелесное
6. Зевс и Провидение
7. Материя как пассивный разум
8. Физика стоиков
9. Космология
10. Пространство, время, лекта
11. Учение о движении
12. О телесности единой Субстанции
13. Семена разума

Картина мира


У Гераклита была высокая идея: вечное Слово и задача слушать его. Стоики упрощает это: получается Мировой Разум.

Но такой Разум уже был у Аристотеля. Впрочем, и он не устраивает стоиков, поскольку он абсолютно нематериален, и значит для них – нереален. У Аристотеля сам Перводвигатель хотя и является Формой, но своей материи не имеет, он является “исключением из правила”. Стоиков такой дуализм не устраивает: либо всё нематериально, либо всё – материально. И они (по крайней мере на первый взгляд) выбирают второе.

Итак, весь мир материален, в том числе и Мировой Разум. Но как же тогда действуют знаменитые 4 причины Аристотеля? По стоикам, весьма просто: берем в руки зернышко пшеницы и сразу видим в нем все воплощенные в нем 4 причины – и не надо никакой “потусторонности”. Аналогичным образом засеменен и весь космос, такие материальные образования называются семенными логосами. Посредством них Разум действует во вселенной, они – его представители.

Живой Космос


Эпикурейской картине бессмысленного нагромождения атомов стоики противопоставили космос как единый, целостный, одушевленный телесный организм, подчиняющийся неумолимым законам мироправящего Закона. Этот Разум (Логос) неразрывно связан с материей. Он находится в смешении с ней; он целиком пронизывает, формирует и образует ее, созидая тем самым космос.

Мировой Разум пронизывает дыханием (пневмой) бескачественную материю и тем самым целесообразно направляет ее развитие. Тем самым Вселенная представляется живым органическим целым, все части которого разумно согласованы друг с другом. Она образуется путем последовательных периодических сгущений и разрежений эфирной пневмы. Эта огненная пневма сгущается в воздух, а воздух в воду, которая служит материей всех прочих тел: тяжелые части, осаждаясь от воды, образуют твердую земную стихию; легкие – вновь улетучиваются вверх, в воздух и огонь.

Пневма пронизывает все материальные и духовные вещи, органический и неорганический мир, и определяет все развитие мира. Так же, как в любом семени содержится весь будущий организм, так и в этом Разуме-Логосе (его пневме) содержатся многие семенные логосы (logoi spermatikoi), в которых содержится все будущее каждого конкретного предмета, т. е. его планомерное развитие. [Они – смыслоносители.]

Стихии


Зенон Китийский возродил учение Гераклита об огне. Зенон учит о 4 стихиях, первостихией является огонь. Из него развиваются другие элементы (воздух, вода и земля) и конкретный мир. Огонь пронизывает все своим теплом, образуя жизненное дыхание всякой вещи. Тем самым он выступает также душой и силой, разумно приводящей все в движение. Мир у него – живой организм, пронизанный таинственной субстанцией творческого Огня. Душу космоса как живого существа составляет пневма – огненный эфир, движущая сила вещества, – разлитая по всем органам и связывающая мир в единое целое. Она пронизывает весь мир, дает ему жизненное начало, так что пустоты в мире нет [=Аристотель].

Пневма (воздух?) создает космическую "симпатию" (притяжение-единство) всех вещей и является проводником и носителем Разума. Пневма – это божественный дух, но он материален. Различие качеств отдельных вещей зависит от степени “напряжения” (тонуса) пневмы.

Вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения (суда) космоса. Время от времени Логос созидает Вселенную; потом она опять погружается в его таинственный мир. Т. обр., космос цикличен, рождается из Первоогня, в нем же он и погибнет. После этого мирового пожара вновь разовьется мир конкретных единичных вещей.

Тела и мысль


В то время как Аристотель остается в учении о бытии на почве непреодоленного до конца дуализма материи и формы, стоики стремятся покончить с этим дуализмом и выработать более монистическую онтологию. Хотя Аристотель настаивал на том, что “материя” не существует без “формы”, его Бог есть “чистая форма”, свободная от всего материального, чистая актуальность, без примеси потенциальности. Бог Аристотеля – неподвижный Перводвигатель и вместе с тем цель всего мирового процесса. – В единой субстанции мира стоики отличают материю и силу, как Его (Божества) атрибуты. Субстанция эта – живое тело, всегда себя оформляющее; напротив, сила и форма – начала не телесные, а умопостигаемые [принадлежащие Форме-Богу].

Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 29226
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 5 >>

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - АРИСТОН Хиосский (1-я пол. 3 в. до н. э.)
22.03.2009 - Стоицизм
22.03.2009 - Антропология стоиков
22.03.2009 - Логика стоиков
22.03.2009 - Гносеология стоиков

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы