О телесности единой Субстанции
Действительно только то, что телесно, что способно действовать и в то же время испытывать действие. Нет и не может быть двух абсолютно различных субстанций: иначе взаимодействие между ними было бы немыслимо, как это доказывает еще Диоген Аполлонийский (V в.). Бесплотные идеи, формы или понятия не могли бы действовать в веществе, воплощаться в нем, а бездушная материя не могла бы принимать их. Дух не действовал бы на материю, если бы он не был телесен; и материя не испытывала бы его действия, если бы она не была сродной духу.
В то время как у Платона не только дух, но и сама материя была бестелесной, – у стоиков и материя и дух суть тело. Поэтому стоики признавали телесность не только души, но и самих свойств и качеств вещей, т. е. "форм" Аристотеля. Мало того, сами состояния и деятельности существ, даже аффекты или добродетели души представлялись им телесными. Все это – своего рода тонкие "материи" или токи своеобразные душеподобные сущности, которые распространяются, проникают собою более грубые тела и сообщают им те или иные свойства (напр., тепло, цвет, болезнь и т. д.).
Т. обр., стоики вовсе не думали отрицать душевные свойства или проповедовать чистый материализм. Они хотели только разрешить проблему метафизики Аристотеля и его теории познания, упразднив ее дуалистическое противоположение между идеальным и реальным, между бесплотным понятием и чувственной материальной действительностью. Они устанавливали различие между духом и "неразумным" веществом, между активным и пассивным началом, между материей и силой; но дух был для них лишь телом, а сила – материей своего рода, или, точнее, состоянием, "тонусом" материи. Материя и сила – нераздельны, страдательное не существует без деятельного, как и деятельное – без страдательного. Вещество не существует без тех или других качеств, как качества не существуют без вещества, которому они присущи.
Наконец, Бог не существует без вещества, и вещество не существует без Бога, единого зиждущего начала, обусловливающего форму, свойства, строение и взаимодействие вещей. Сила нуждается в веществе, как в своем субстрате, а вещество – в силе, которая дает ему его свойства, состояние, движение, форму.
Материя сама по себе не имеет никаких свойств и никакого движения; она движется, определяется и образуется в многоразличные формы той творческой, разумной силой, которая ее проникает. И единство мироздания, связь и согласование его частей указывают нам на единство силы в природе. Эта единая разумная сила, этот Логос, проникающий мир и управляющий им, есть Бог. Оба начала – страдательная материя и деятельное божество – нераздельно связаны как две стороны одного и того же существа, как душа и тело человека. Вселенная есть животное одушевленное и разумное, тело которого есть материя, а душа – Бог.
Божество, или абсолютное начало, представляется стоиками в одно и то же время как физ. субстанция, из кот. образуется тело Вселенной, и как универсальный Логос, кот. определяет собой формы, свойства, отношения и законы вещей, одушевляя природу и сообщая сознание организмам: здесь стоики примыкают к Гераклиту. Божество, сохранившее в чистоте свою эфирную природу за пределами видимого мира, или блистающее в солнце и звездах, невидимо разлито во всем мире, проникает все, "как мед через соты" (Зенон), и находится в физ. взаимодействии с теми косными стихиями, которые из него образовались. Оно есть, следовательно, и материя мира, и его форма, и его субстанция, и его закон, его стихия и его душа или разум. Бог есть мир, Бог есть все вещи; и вместе Он есть деятельное, творческое начало мира, "лучшая", превосходнейшая часть его: Он есть часть и целое, начало, середина и конец. Он обнимает в себе всех богов, все силы, все стихии.
Т. обр., божество стоиков является как разумный дух – νουζ, как благое Провидение. Клеанф в красноречивом гимне отожествил его с Зевсом; и стоики видели в нем верховного, единого Бога, вечного и нерожденного, в противоположность рожденным стихийным и астральным богам. Но в то же время оно как огненное дыхание (πνευμα πυριοδεζ), как творческое пламя (πυρ τεχναχοη) есть физическое начало, физическая сила, которая естественно действует во Вселенной. С одной стороны, божество волею управляет миром, оно есть Провидение, блюдущее за его строем; с другой – оно, как у Гераклита, само отожествляется с Мировым Порядком. Все проникающий Логос отожествляется с судьбой или Роком, с Законом вселенной, – противоречие, которое мы встречаем еще в религиозных понятиях греков о судьбе или роке (Бог управляет судьбой, а судьба царит над Богом).
Семена разума
Отдельные живые формы, составляющие свойства вещей, определяющие их роды и виды, образующие и оживляющие вещество, суть семенные логосы. Т. обр., "формы" Аристотеля, его "роды и виды", соответствующие совершенно отвлеченным понятиям, становятся особого рода физ. агентами, обращаются в живую материальные семена, в семена вещей. "Понятия" Аристотеля становятся силами, потенциями и вместе материализуются, получают пневматическую, эфирную телесность. Иначе как объяснить взаимное соответствие вещей и понятий, взаимодействие мысли и вещества? Как объяснить реальное существование логических родов и видов? Ясно, что само семя, из которого образуется индивид данного рода, имеет в себе как бы врожденное понятие будущего организма – логос или форму, предопределяющую его развитие. Но, с другой стороны, этот "логос", образующий вещество в целесообразный организм, сам должен быть для этого физической силой, телесным началом – особого рода вещественным семенем. Всемирный Логос есть семя мира; он заключает в себя все частные логосы – семена всех вещей. Эти "семенные логосы" исходят из него и возвращаются к нему; и через их посредство он зиждит и образует все. Каждое семя заключает в себе мысль, разумное начало, и вместе каждая мысль, подобно всемирному Логосу, есть телесное начало. Семя мира есть огонь. Такова связь логики с физикой.
С учением стоиков о Логосе связывается их представление о единстве мирового порядка и его разумности. Отсюда объясняется фатализм стоиков и вместе – их оптимизм и телеология. В мире царствует один закон, одна необходимость, которой равно подчинены и боги и люди, которая не знает случая или исключения. Возникший путем ест. эволюции, из бож. естества мир должен вновь, по истечении положенного времени, возвратиться в его недра в общем воспламенении; и уже одно сознание этого единства ест. порядка, единства всемирной судьбы, доставляет стоику великое утешение. Это утешение увеличивается, когда мы убеждаемся, что закон, господствующий в мире, есть разумный закон, что все в мире устроено разумом и сообразно разуму. И самое зло, несовершенство в отдельных частях необходимо в экономии целого, служит его совершенству и красоте. Док-во этого совершенства, раскрытие целесообразности природы было одной из любимых тем богословских и физических рассуждений стоиков. Учение о целесообразном устройстве вещей вытекает из идеи универсального Логоса и развивается стоиками в связи с традициями аттической философии. Оно обращается в популярную теодицею, первые образчики которой мы находим в воспоминаниях Ксенофонта о Сократе; идея Логоса связывается неразрывно с учением о Промысле, которое получает все большее и большее развитие и распространение в общей и фил. литературе, в особенности благодаря нрав. проповеди стоицизма, проникнутой тою же идеей универсального разума, управляющего Вселенной и живущего в чел. духе.
Во многих отношениях эта стоическая "физика" грубее и проще субтильной метафизики Аристотеля с ее противоречиями и запутанными проблемами: стоики нуждались в свободном от противоречии нрав. миросозерцании для обоснования своего нрав. учения; они упрощали и разрубали затруднения теоретической философии ради практического результата, в кот. они видели истинное выражение Сократовой мудрости: жизнь, сообразная разуму, сообразная Логосу, есть жизнь, сообразная истинной природе человека и всех вещей, ибо Разум есть универсальное начало всего сущего; неизменная необходимость, неразрывная цепь причинности определяет роковым образом все, что случается; и человек подчинен этому року: он свободен лишь тогда, когда повинуется ему сознательно.
|