Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
В чeм смысл жизни?

В ощущениях
В слиянии с Божественным
В Познании
В служении обществу
Смысл жизни-спекуляция разума


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1006
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Физика стоиков (онтология и космология)



О телесности единой Субстанции


Действительно только то, что телесно, что способно действовать и в то же время испытывать действие. Нет и не может быть двух абсолютно различных субстанций: иначе взаимодействие между ними было бы немыслимо, как это доказывает еще Диоген Аполлонийский (V в.). Бесплотные идеи, формы или понятия не могли бы действовать в веществе, воплощаться в нем, а бездушная материя не могла бы принимать их. Дух не действовал бы на материю, если бы он не был телесен; и материя не испытывала бы его действия, если бы она не была сродной духу.

В то время как у Платона не только дух, но и сама материя была бестелесной, – у стоиков и материя и дух суть тело. Поэтому стоики признавали телесность не только души, но и самих свойств и качеств вещей, т. е. "форм" Аристотеля. Мало того, сами состояния и деятельности существ, даже аффекты или добродетели души представлялись им телесными. Все это – своего рода тонкие "материи" или токи своеобразные душеподобные сущности, которые распространяются, проникают собою более грубые тела и сообщают им те или иные свойства (напр., тепло, цвет, болезнь и т. д.).

Т. обр., стоики вовсе не думали отрицать душевные свойства или проповедовать чистый материализм. Они хотели только разрешить проблему метафизики Аристотеля и его теории познания, упразднив ее дуалистическое противоположение между идеальным и реальным, между бесплотным понятием и чувственной материальной действительностью. Они устанавливали различие между духом и "неразумным" веществом, между активным и пассивным началом, между материей и силой; но дух был для них лишь телом, а сила – материей своего рода, или, точнее, состоянием, "тонусом" материи. Материя и сила – нераздельны, страдательное не существует без деятельного, как и деятельное – без страдательного. Вещество не существует без тех или других качеств, как качества не существуют без вещества, которому они присущи.

Наконец, Бог не существует без вещества, и вещество не существует без Бога, единого зиждущего начала, обусловливающего форму, свойства, строение и взаимодействие вещей. Сила нуждается в веществе, как в своем субстрате, а вещество – в силе, которая дает ему его свойства, состояние, движение, форму.

Материя сама по себе не имеет никаких свойств и никакого движения; она движется, определяется и образуется в многоразличные формы той творческой, разумной силой, которая ее проникает. И единство мироздания, связь и согласование его частей указывают нам на единство силы в природе. Эта единая разумная сила, этот Логос, проникающий мир и управляющий им, есть Бог. Оба начала – страдательная материя и деятельное божество – нераздельно связаны как две стороны одного и того же существа, как душа и тело человека. Вселенная есть животное одушевленное и разумное, тело которого есть материя, а душа – Бог.

Божество, или абсолютное начало, представляется стоиками в одно и то же время как физ. субстанция, из кот. образуется тело Вселенной, и как универсальный Логос, кот. определяет собой формы, свойства, отношения и законы вещей, одушевляя природу и сообщая сознание организмам: здесь стоики примыкают к Гераклиту. Божество, сохранившее в чистоте свою эфирную природу за пределами видимого мира, или блистающее в солнце и звездах, невидимо разлито во всем мире, проникает все, "как мед через соты" (Зенон), и находится в физ. взаимодействии с теми косными стихиями, которые из него образовались. Оно есть, следовательно, и материя мира, и его форма, и его субстанция, и его закон, его стихия и его душа или разум. Бог есть мир, Бог есть все вещи; и вместе Он есть деятельное, творческое начало мира, "лучшая", превосходнейшая часть его: Он есть часть и целое, начало, середина и конец. Он обнимает в себе всех богов, все силы, все стихии.

Т. обр., божество стоиков является как разумный дух – νουζ, как благое Провидение. Клеанф в красноречивом гимне отожествил его с Зевсом; и стоики видели в нем верховного, единого Бога, вечного и нерожденного, в противоположность рожденным стихийным и астральным богам. Но в то же время оно как огненное дыхание (πνευμα πυριοδεζ), как творческое пламя (πυρ τεχναχοη) есть физическое начало, физическая сила, которая естественно действует во Вселенной. С одной стороны, божество волею управляет миром, оно есть Провидение, блюдущее за его строем; с другой – оно, как у Гераклита, само отожествляется с Мировым Порядком. Все проникающий Логос отожествляется с судьбой или Роком, с Законом вселенной, – противоречие, которое мы встречаем еще в религиозных понятиях греков о судьбе или роке (Бог управляет судьбой, а судьба царит над Богом).

Семена разума


Отдельные живые формы, составляющие свойства вещей, определяющие их роды и виды, образующие и оживляющие вещество, суть семенные логосы. Т. обр., "формы" Аристотеля, его "роды и виды", соответствующие совершенно отвлеченным понятиям, становятся особого рода физ. агентами, обращаются в живую материальные семена, в семена вещей. "Понятия" Аристотеля становятся силами, потенциями и вместе материализуются, получают пневматическую, эфирную телесность. Иначе как объяснить взаимное соответствие вещей и понятий, взаимодействие мысли и вещества? Как объяснить реальное существование логических родов и видов? Ясно, что само семя, из которого образуется индивид данного рода, имеет в себе как бы врожденное понятие будущего организма – логос или форму, предопределяющую его развитие. Но, с другой стороны, этот "логос", образующий вещество в целесообразный организм, сам должен быть для этого физической силой, телесным началом – особого рода вещественным семенем. Всемирный Логос есть семя мира; он заключает в себя все частные логосы – семена всех вещей. Эти "семенные логосы" исходят из него и возвращаются к нему; и через их посредство он зиждит и образует все. Каждое семя заключает в себе мысль, разумное начало, и вместе каждая мысль, подобно всемирному Логосу, есть телесное начало. Семя мира есть огонь. Такова связь логики с физикой.

С учением стоиков о Логосе связывается их представление о единстве мирового порядка и его разумности. Отсюда объясняется фатализм стоиков и вместе – их оптимизм и телеология. В мире царствует один закон, одна необходимость, которой равно подчинены и боги и люди, которая не знает случая или исключения. Возникший путем ест. эволюции, из бож. естества мир должен вновь, по истечении положенного времени, возвратиться в его недра в общем воспламенении; и уже одно сознание этого единства ест. порядка, единства всемирной судьбы, доставляет стоику великое утешение. Это утешение увеличивается, когда мы убеждаемся, что закон, господствующий в мире, есть разумный закон, что все в мире устроено разумом и сообразно разуму. И самое зло, несовершенство в отдельных частях необходимо в экономии целого, служит его совершенству и красоте. Док-во этого совершенства, раскрытие целесообразности природы было одной из любимых тем богословских и физических рассуждений стоиков. Учение о целесообразном устройстве вещей вытекает из идеи универсального Логоса и развивается стоиками в связи с традициями аттической философии. Оно обращается в популярную теодицею, первые образчики которой мы находим в воспоминаниях Ксенофонта о Сократе; идея Логоса связывается неразрывно с учением о Промысле, которое получает все большее и большее развитие и распространение в общей и фил. литературе, в особенности благодаря нрав. проповеди стоицизма, проникнутой тою же идеей универсального разума, управляющего Вселенной и живущего в чел. духе.

Во многих отношениях эта стоическая "физика" грубее и проще субтильной метафизики Аристотеля с ее противоречиями и запутанными проблемами: стоики нуждались в свободном от противоречии нрав. миросозерцании для обоснования своего нрав. учения; они упрощали и разрубали затруднения теоретической философии ради практического результата, в кот. они видели истинное выражение Сократовой мудрости: жизнь, сообразная разуму, сообразная Логосу, есть жизнь, сообразная истинной природе человека и всех вещей, ибо Разум есть универсальное начало всего сущего; неизменная необходимость, неразрывная цепь причинности определяет роковым образом все, что случается; и человек подчинен этому року: он свободен лишь тогда, когда повинуется ему сознательно.


Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 29505
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - АРИСТОН Хиосский (1-я пол. 3 в. до н. э.)
22.03.2009 - Стоицизм
22.03.2009 - Антропология стоиков
22.03.2009 - Логика стоиков
22.03.2009 - Гносеология стоиков

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы