Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваш интерес к философии обусловлен

Учебой
Работой
Интересом
Самопознанием
Другим


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1688
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Физика стоиков (онтология и космология)



Согласно стоическому учению, тела – единственный род сущего. Но в человеческой мысли и в речи имеются различные точки зрения на тело. Эти точки зрения суть категории. Так, мысль, противопоставляющая тело его свойствам, образует категорию субстанции. Мысль, характеризующая тело, обладающее известным свойством, дает категорию качественно квалифицированного. В таком представлении тело и свойство тела соединяются в единство.

1) Таково, например, понятие «мудрец».

2) Мысль, в которой же квалифицированное тело представляется как находящееся в движении или в покое и объединенное с этими представлениями, образует категорию предметов, определенных по качеству или по состоянию. Так, представление о “смертельном яде” есть представление о качественном отношении, а представление “мой сосед” – представление об отношении по состоянию.

Таким образом, учение стоиков о категориях есть классификация тел по формам представлений, в которых эти тела мыслятся. При этом тела могут мыслиться со своими свойствами и отношениями или без них. Во всяком случае, тело должно быть мыслимо как носитель всех категорий, а категории есть роды сущего.

Нечто. сущее и бестелесное


Однако высший род всего, согласно учению стоиков, – не “сущее”, а “нечто”. “Сущее” – только вид “нечто”. “Сущее”, по учению стоицизма, – всегда сущее телесное. Но “нечто” может быть и бестелесным. “Сущее” – только то, что может действовать и испытывать воздействия.

Однако действовать может только тело, которое получает свое существование от материи. Именно материя есть общая основа всякого существования, или сущности. Однако для того, чтобы материя могла сделать тело единичным существом, отличным от всего остального, необходима еще сила [dunamiV ? тогда это – аристотелевская возможность]. Т. обр., сила выступает как принцип индивидуации вещей.

Кроме материальности, кроме способности действовать и испытывать воздействия, телу свойственно протяжение по 3-м измерениям.

В отличие от субстанциального существования и непричастное субстанциональному началу материи бестелесное – второй род “нечто”. Стоики различают 4 разряда бестелесных вещей:

1) пространство,

2) время,

3) пустоту

4) и “чистые” предметы мысли (λεκτά, лекта).

В мире имеются лишь тела различной плотности. Надо отличать истину и истинное. Воистину существуют только тела. Истинное же бестелесно и не существует. Истинное – это только высказывание.

В стоицизме материализм сочетается с номинализмом. Чувства воспринимают действительность как нечто единичное. Наука стремится познать общее, но в мире оно, как таковое, не существует.

Стоики признавали 4 категории: 1) субстрат (сущее), 2) качество, 3) состояние (напр., «находиться»), 4) относительное состояние («находиться направо от ч,-л.»).

Зевс и Провидение


В мире существует направляющее Начало, Логос, Бог (Зевс), который является и причиной и целью движения мира. Бог есть творческая первичная сила, первопричина всякого бытия. Он же несет в себе разумные семена всех вещей. Все в мире совершается по причинно-следственной системе, мир развивается целесообразно и движется к цели, которая заложена в божественно-материальном духе.

Стоики считали материальное начало единственным и достаточным началом этого мира. Поскольку же это духовное смыслообразующее начало разумно, то целью философии как раз и является его постижение.

Оформляющий Огонь, вносящий порядок Логос, Зевс – все это называется Богом. Для стоиков космос, порождающий всякую жизнь и мышление, и сам есть живое Существо, чья душа божественна. С разумностью Логоса связаны целесообразный и планомерный порядок вещей и событий. Это идея телеологически совершенно пронизанного порядком мира, в кот. взаимосвязь всего со всем представляет собой осмысленный порядок, запланированный и шаг за шагом реализуемый одной божественной силой. Такой предопределенный порядок стоики называют Роком (греч. heimarmene; лат. fatum), а предопределенную им цель – Провидением (pronoia; providentia). От необходимости, царящей в мире, уклониться невозможно.

Всё, что происходит в мире, разумно и неизменно. В мире действует судьба, которой невозможно избежать. Природа человеческого бытия также неизменна. – Правда, разумность не означает безупречности: и в природе бывают катаклизмы (землетрясения, чрезмерность в выпадении осадков, наводнения), это смущения естественного хода природы и это нельзя считать естественным, это какая-то болезнь. За вычетом ненормальных явлений природы, надо подчиняться естественному ходу природы, её мирному течению и тому, что природа всё дает для человека: воздух, воду, дары земли для еды.

Философия стоиков – пантеистическая (из-за матер. пневмы).
§7. Материя как пассивный разум

Хотя природа, согласно стоикам, есть лишь воплощение некоего всеобщего закона, они все же различали в телесном момент деятельности и момент пассивности; первый представляет собою деятельный разум (по Аристотелю, или natura naturans у Спинозы), а второй – пассивный разум (natura naturata).

Этот последний (пассивный разум) – он и есть материя, бескачественная субстанция, так как качество есть вообще форма, т. е. то, что превращает всеобщую материю в нечто особенное. В своей физике стоики признают "сущим" лишь то, что действует или претерпевает, т. е. тело (“материализм” стоиков). Пассивному началу соответствует материя (хюле), активному – Логос.

Поскольку стоики познали разумное как вообще деятельное в природе, то они видели в отдельных явлениях этой природы проявления божества, и их пантеизм благодаря этому примкнул к простонародным представлениям о богах, равно как и к связанному с ними суеверию, – к вере во всякие чудеса; признавали также предугадывание будущего: они признавали именно, что в природе имеются указания, действие которых человек должен стремиться уничтожить посредством служения Богу. – Эпикуреизм, напротив, ставит себе целью освободить человека от этого суеверия, которому стоики отдаются всецело.

Так, стоики считали, что если орел летит на правой стороне, то это проявление божества, и следовательно, здесь людям дается указание, как поступить им при данных обстоятельствах. Поскольку стоики говорят о Боге как о всеобщей необходимости, то бог как понятие имеет, по их воззрению, отношение к людям и людским целям. С этой стороны Бог есть Провидение. Цицерон писал: «Хрисипп, Диоген и Антипатр умозаключают следующим образом. Если боги существуют, но не указывают наперед то, что произойдет в будущем, то они либо не любят людей, либо они сами не знают, что предстоит в будущем, либо они придерживаются того мнения, что не важно, будет ли человек это знать или не знать, либо они считают, что такое откровение не подобает их величию, либо они не в состоянии дать такое откровение». Все эти предположения названные философы опровергают, приводя между прочим тот довод, что ничто не превосходит благодетельности богов, и т. д. Они поэтому делают следующее заключение: “Боги знакомят людей с тем, что им предстоит в будущем”.

Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 29508
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 >>

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - АРИСТОН Хиосский (1-я пол. 3 в. до н. э.)
22.03.2009 - Стоицизм
22.03.2009 - Антропология стоиков
22.03.2009 - Логика стоиков
22.03.2009 - Гносеология стоиков

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы