В этом рассуждении совершенно частные интересы отдельных людей представляются также интересами богов. То давать знать и вмешиваться, то не делать этого – это является непоследовательностью, как бы чем-то непостижимым, – но именно эта непостижимость, эта непонятность представляет собою торжество обычного религиозного способа понимания. Все римское суеверие находило, т. обр., в лице стоиков своих защитников: всякое внешнее суеверие берется ими под защиту и оправдывается. Так как стоики исходили из воззрения, что Бог есть разум (последний во всяком случае божественен, но божественное им не исчерпывается), то они сразу делали скачок от этого всеобщего к утверждению об откровении людям того, что служит на пользу особым целям. Истинно разумное несомненно дано людям в откровении, как Закон божий; но полезное, то, что соответствует отдельным целям, не открывается в этом истинно божественном.
Физика стоиков
Физика стоиков возникла из сочетания физики Аристотеля, в частности учения о форме и материи, с некоторыми чертами учения Гераклита. У Аристотеля связь и соотносительность формы и материи прекращалась у границы, отделяющей мировой шар от Перводвигателя, или от Бога, который уже не есть единство материй и формы, а только форма без материи, или чистая действительность, мышление о мышлении.
Напротив, у стоиков мир целиком есть единое Тело. Но это тело – живое и расчлененное, насквозь пронизанное одушевляющим его телесным дыханием («пневмой»). Учение это не было последовательным материализмом, в него вторгались элементы идеализма и религии, в дальнейшем развитии все усиливавшиеся. Единый мир одновременно был и телесным и наделялся божественными свойствами, отождествлялся с Богом. Учение о строжайшей необходимости, по которой все происходит в мире, сочеталось с учением о совершенстве и целесообразности мира, в котором все его части, все тела и все существа зависят от целого, определяются целым и совершенством этого целого.
От Гераклита стоики почерпнули мысль о происхождении мира из огня и о периодически повторяющемся возвращении мира в огонь, о воспламенении, а также учение о мироправящем Логосе, или законе. Этот закон есть всеобщий Логос, определяющий все происходящее; в отдельных телах он проявляется как их особые законы.
Космология
Учение стоиков о мире опирается на Аристотеля и отчасти на атомистов. По воззрению стоиков, наш космос – единственный. Как и у Аристотеля, космос ограничен и имеет форму шара. Как у атомистов, он окружен беспредельным пространством, пустотой. Однако пустоты не существует внутри космического шара. Единство сообщает космосу «пневма», которая проникает все его части так, как душа проникает тело (связует).
Высшие элементы действительности – воздух и огонь: из них возникают жизнь и сознание, напротив, вода и земля – пассивные материальные элементы, форму и жизнь они получают от элементов огня и воздуха. Высшие элементы огня и воздуха придают самим себе и другим элементам их единство, к нему неспособны элементы низшие.
Воззрение стоиков на космос – пантеистическое и гилозоистическое. Космос – существо живое и разумное. В вечно повторяющемся процессе он происходит из Первоогня, живет, вновь обращается в огонь и вновь из него возникает. Если бы внутри космоса существовала пустота, то единство мира, составляющее его основную черту, было бы разрушено. В жизни космоса бесконечно чередуются периоды диакосмезиса, когда единство мира развертывается в многообразие различных существ, и периоды, когда все их различия исчезают в безраздельном единстве единой божественной субстанции. В этой космологии – в ее учениях о “воспламенении” мира и о его “возрождении” – стоики опираются на космологию Гераклита.
Цель, ради которой Божественная Субстанция переходит в стадию диакосмезиса, – рождение разумных существ. Мир создан [этой божественной субстанцией?] для людей и для богов. В диакосмезисе божество разделяется на множество отдельных божественных личностей. Вся же совокупность разумных существ, для которых создан весь мир как их общее жилище, образует единую общину. Эта община – первообраз всех земных общин. В нее имеет доступ каждый человек, но только мудрец – ее полноправный гражданин. Стать гражданином во вселенском царстве разума – цель человека.
|