Интенция | Все о философии Бесплатные тесты онлайн
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Философия - это наука?

Да
Больше, чем наука
Служанка богословия


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 830
Комментарии: 2
Спонсоры

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Григорий Нисский (335–394)

Вырос в христианской семье и к 20 годам стал чтецом, но затем неожиг данно оставил свой пост, увлекшись языческой философией и риторикой. Ок. 371 ставший епископом Кесарии Василий Великий рукополагает Григория епископом Ниссы.

В 376—378 из-за конфликта с проарианскими гражданскими властями был вынужден временно оставить епископскую кафедру, на которую он вернулся в 379 после смерти императора Валента. После кончины Василия Великого в 379 продолжал организаторскую деятельность своего брата и традиции его богословия. Активно полемш-зовал против ариан, евномиан и аполлинаристов, принимал участие в соборе 379 в Антиохии, в 381 присутствовал на Константинопольском (2-м Вселенском) соборе, участвовал в соборах 382, 383, 394. К раннему,периоду его творчества принадлежит трактат «О девстве», к зрелому— главные сочинения Григория Нисского: «Против Евно-мия», «Против Аполлинария», «Большой катехизис», «О Святом Духе», «О вере», «К эллинам на основании общих понятий», «Диалог о душе и воскресении», «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью», «О роке», «Об устроении человека», гомилии «О надписании псалмов», «Точное истолкование Екклесиаста» и на «Песнь песней», «Жизнь Моисея», «О житии Макрины», «Жизнь Григория Чудотворца», малые аскетические сочинения, письма (сохранилось 30), проповеди, надгробные слова и др. произведения. , В богословии Григория Нисского заметно сказывается его глубоко» знакомство с классической греческой философи'-ей, в первую очередь с Платаном и Плотином, с натурфилософией и физикой (гл. о. Аристотеля), медицинскими и физиологическими теориями Гадена; также, для «его характерно увлечение богословием и аллегорическим методом (толкования библейских книг Оригена и критическое отношение к своим источникам.
Развивая в полемике с арианами тринитарное богословие Афанасия Александрийского и Василия Великого, Григорий Нисский устанавливает последовательное различие между сущностью и ипостасью. При этом важное место занимает раскрытие (в полемике с Евномием) понятия едтосущш, характеризующего полноту, постоянство и совершенство божественного бытия.
Вслед за «Шестодневом» Василия Великого Григорий развивает идею иерархичности сотворенного мира и, переходя к антропологии, говорит, что мир создан ради человека, назначение которого —связывать чувственное и материальное с духовным. Как образ и подобие Бога человек наделен разумом, словом, бессмертной и нематериальной душой (теорию предсуществования душ Оригена Григорий отвергает), свободой воли и совершенным телом. Тело человека не только способствует его разумной жизни (чему служат, напр., прямохождение, руки, органы речи), но и является условием воскресения во плоти, после которого оно преображается. Эсхатологический процесс понимается Григорием как постепенное изживание зла; он говорит о «всеобщем восстановлении» (апокатастасисе). После воскресения и Страшного Суда, когда исчезнет зло и порок, благими станут грешники и сам сатана. В этике Григорий отстаивает учение о произвольности добродетелей: только добровольное следование человека добру может привести к спасению; навязанное не может быть добродетелью.
Наибольшее внимание в сочинениях Григория Нисского уделено проблеме богопознания. Сотворенный по образу и подобию Божьему, человек способен созерцать подобное. Созерцание (6еор(а) божественной красоты (для описания ее Григорий часто прибегает к неоплатонической метафорике света) является пределом человеческих устремлений. Но как существо тварное и связанное материальным существованием, человек нередко вытесняет стремление к богопознаниго стремлением к благам этого мира. Кроме того, разум человека ограничен, познает гл. о, «существование» вещей (тб etvai), притом только тех из них, которые в иерархии творения стоят ниже человека, «сущность» же их (оШа) недоступна познанию человека, ее ведает только Бог. «Сущность» Бога для человека неизреченна, неописуема, непознаваема и неопределима. Бог познается не по его сущности, но по его действиям (tvtpyela) в творении, обозначаемым как «божественные имена»: Вечно Сущее, Благо, Премудрость, Истина и т. п.; они имеют не логический, а символический характер, потому что описывают умную природу, превышающую человеческий разум. «Сущность» Бога нельзя помыслить и выразить словами. Способность человека к боюпознанию осуществляется прежде всего в области чистой интуиции и мистического экстаза, непосредственное богопознание может быть даровано в акте любви к Богу, являющейся ответом человека на даруемую Богом благодать и кульминацией добродетельной христианской жизни. Григорий Нисский уподобляет душу зеркалу, в котором, если оно чисто» отражается образ Божий, или глазу, который, если он не замутнен, способен узреть божественную красоту. И подобно тому как глаз способен увидеть самого себя только в зеркале, так и человек способен познать свою душу только отраженной в Боге. От вещей внешнего мира человек обращается к своей душе, где ему открывается, что Бог превыше всякого познания, представления и определения. Восхождение от телесного к бестелесному Григорий Нисский в аллегорической форме описывает в гомилиях на «Екклесиаст» и в «Жизни Моисея», а таинство любви души к Богу—в гомилиях на «Песнь песней». Оригинальными являются представления Григория Нисского о времени. Время не мера движения тел в пространстве (как учили Аристотель и стоики), не образ вечности в Шире множественности (как полагал Плотин), не промежуток между событиями (по Мефодию Олимпийскому), но особое измерение сотворенных вещей, отличающее их от несотворенного Бога.
Богословие Григория Нисского пользовалось авторитетом как в Византии, так и на средневековом Западе. Его произведения переводились в Средние века на латинский, армянский, грузинский, сирийский языки.1 Гносеология, ан« тропология, эсхатология и мистика Григория Нисского оказали заметное влияние на исихастские споры в Византии в 14 в.
Соч.: Gregorii Nysseni Opera, 10 vol., 13 partes, ей. W. Jaeger et alii. В., 1921; Leiden, 1952-90; Vie de Moise. P., 1987 (Seh. 1); Homilien zum Hohenlied (griechisch/deutseh). Freiburg,. 1994 (FontesChiistiani, Bd. 16.1—3); в рус, пер.: Творения в 8 т. М„ 1861—72; Об устроении человека. СПб., 1995.
Лит.: Нешеяов В. И. Догматическая система ев. Григория Нисского. Казань, Ш7„0ксиюкМ. Ф- Эсхатология Григория Нисского. К., 19Ы; Janini CuestaJ. La anthropologia у la medicina pastoral de san Gregorio de Nisa. Madrid, ,1946; Merki H. Oiiouqoic, 6«a. Von def platonischen Angleichuflg ah Gott zur Gottahnlichkelt bei Gregor von Nyssa. Freibourg, 1952; Daniilou J. Platonism et ttoSologie mystique. P., 1954; Wker W. Gregor von Nyssai «Is Mystiker. Wiesbaden, 1953; Jaeger W. Gregor von Nyssa's Lehre vom Heiligen Geist. Leiden, 1966; Mtihtenberg £LDie Undendlichkeit Gottes bei Gregors Kritik am Gottesbegriff der klassischen Metaphysik. Gott., 1966; Boer S. De anthropologle van Gregorius van Nyssa. Assen, 1968; Zemp P. Die Gmndlagen heilsgeschichtlichen Denkens bei Gregor von Nyssa, Munch., 1970; ChemissH. F. The Platonism of Gregory of Nyssa. N. Y., 1971; StritzJcy M.S. von. Zum Problem der Erkenntnis bei Gregor von Nyssa. MUnster, 1973; CanevetM. Gregoire de Nysse et l'hermeneutique biblique. P., 1983; Balthasar H. V. von. Presence et pensee: essai sur la philosophie religieuse de Gregoire de Nysse. P., 1988; Altmburger M., Mam F. Bibliographie zu Gregor von Nyssa. Leiden, 1988.
M. Л. Хорьков
Разместил: Патристик Дата: 22.03.2009 Прочитано: 3283
Распечатать

Дополнительно по данной категории

22.03.2009 - Патристика
22.03.2009 - Гносис
22.03.2009 - Патристика. Развитие философской проблематики
22.03.2009 - Климент Александрийский (145–215)
22.03.2009 - Квинт Тертуллиан (160–220)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

философский камень
Полезное
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы