Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 918
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Уильям Оккам (1285–1347)



Новый взгляд на природу познающего ума


Именно номинализм формирует новое представление о познании и природе познающего ума. Поскольку согласно номиналистической концепции познание направлено не на сущность вещи (которое вообще постепенно упразднилось: от Дунса-Скоттовского выбора сущностей у Бога до Уильяма Оккама), а на вещь в её единичности, то оно есть интуитивное познание (созерцание отдельных свойств вещи), – то его предметом оказываются акциденции, и знание трактуется только как установление связи между явлениями. Это ведёт к пересмотру аристотелевской и томистской логики и онтологии, для которых субстанция есть условие возможности отношений (не случайно в томизме гносеология не существует независимо от онтологии). Теоретическая способность в номинализме утрачивает свой онтологический характер, умы больше не рассматриваются как высшие в иерархии сотворенных сущих. Ум, с точки зрения Николая из Отрекура, есть не бытие, а представление о бытии, направленность на бытие [интенциональность]. Так в номинализме формируется представление о субъекте, противостоящем объекту как особого рода реальности, и о познании как субъект-объектном отношении. Именно такой подход и способствовал выделению гносеологии в самостоятельную область исследования. (В “отместку” за это, немедленно возникает субъективистское истолкование ума, чел. духа, рождается убеждение, что явления психического ряда достовернее физических, поскольку даны нам непосредственно, тогда как физические – опосредованно. В теологии при этом подчёркивается приоритет веры над знанием, воли – над разумом, практически-нравственного начала – перед теоретическим).

Декарт будет уже исходить из самосознания как некоторой чисто субъективной достоверности, рассматривая при этом субъект гносеологически, т. е. как то, что противостоит объекту. Расщепление всей действительности на субъект и объект – вот то принципиально новое, чего в таком аспекте не знала ни античная, ни средневековая философия. Противопоставление субъекта объекту характерно не только для рационализма, но и для эмпиризма XVII века. Благодаря этому противопоставлению гносеология, т. е. учение о знании, выдвигается на первый план в XVII веке, хотя связь со старой онтологией не была полностью утрачена. Своё самосознание (“я мыслю”), в отличие от Августина, французский мыслитель (Декарт) считает той (волшебной) точкой опоры, отправляясь от которой и основываясь на которой можно воздвигнуть всё остальное знание. Из этой достоверной аксиомы должно вырасти всё здание науки… И аналогия с геометрией здесь совсем не случайна…

Школа Оккама заложила фундамент для современной механики и астрономии, а также послужила исходным пунктом для развития современной динамики. Взгляды, которых придерживался Оккам, получили название "современного пути" по сравнению со "старым путем" Фомы Аквинского и Дунса Скота. Именно на философии Оккама и были воспитаны Мартин Лютер и другие протестантские реформаторы.

Лит: Лега В.П. История западной философии
В. Татаркевич. История философии. Античная и средневековая философия
Э.Жильсон «История христианской философии в Средние века»

Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 32870
Распечатать

Всего 1 на 7 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Схоластический метод
23.03.2009 - Схоластика и ее задачи
23.03.2009 - Генезис и переодизация схоластики
23.03.2009 - Школы и схоластика
23.03.2009 - Тринитарная концепция истории Джоаккино да Фьоре

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы