2. Поэтому Иоанн Дунс Скот и не считал себя философом, поскольку главная цель человека есть спасение и познание Бога, а познание Бога возможно лишь в акте любви к Богу, а отнюдь не в [интеллектуальном] познании Бога. Поэтому Иоанн Дунс Скот всячески открещивался от философии и противопоставлял себя интелектуализму философов. Философы, по мнению Иоанна Дунса Скота, всегда по необходимости детерминисты и интеллектуалисты и поэтому не могут знать Бога, тем более что и предмет философии другой. Вообще же познание, особенно в сфере религии, должно иметь в своем основании веру.
Если Фома Аквинский говорил о примате разума и знания над волей, а Дунс Скот, наоборот, отводил первое место воле. Он учил, что у Бога, как и у человека не воля зависит от разума, а разум от воли. Доказывалось это утверждение исходя из того, что не все представляющееся разумным соответствует Божественной воле, следовательно, разум не первичен. Учение Дунса Скота о примате воли над разумом открыло дорогу иррационализму.
2. Тезис о непорочном зачатии Пресвятой Девы
Не менее принципиальным было расхождение с Фомой Аквинским и другими выдающимися богословами того времени (Ансельмом Кентерберийским, Бернардом Клервоским, Бонавентурой) по вопросу о непорочном зачатии Девы Марии. Дунс Скот одним из первых стал отстаивать положение о том, что Богородица была зачата без греха, т. е. с самого момента рождения являлась непорочной. Большинство же его современников считали, что она освободилась от греха уже после рождения. Как мы знаем, в конце концов, победила точка зрения Дунса Скота: в 1854 году папой Пием IX доктрина о непорочном зачатии была признана догматом Католической Церкви.
Возражая св. Фоме, Дунс Скот отстаивал догмат непорочного зачатия, и в этом вопросе на его сторону стали Парижский университет, а в конечном счете и вся Католическая Церковь. Дунс Скот является августинианцем, но в менее крайней форме, чем Бонавентура или даже Матвей Акваспарта; разногласия Дунса Скота, как и этих двух философов, со св. Фомой являются результатом большей примеси в его философии платонизма (проникшего через Августина).
3. Христологические последствия
В христологии своей Дунс Скот, при всем желании быть правоверным, невольно склоняется в несторианскому и адопцианскому воззрению: по его представлению Христос, рожденный как совершенный человек Пресв. Девою (которая т. о., по Дунсу Скоту, несмотря на свое непорочное зачатие, не была в собственном смысле Богородицею), достигает совершенного единения с божественным Логосом и становится Сыном Божиим. Только оговорки Скота о бессилии разума в вопросах веры оградили его от упреков в ереси. Впрочем, и относительно веры он допускает сомнение, отрицая только сомнение побеждающее.
|