Схоластика
Культурная обстановка
фактически представлена католической философией XIII века. XIII век можно назвать 2-м периодом схоластики. Крестовые походы позволили соприкоснуться западно-европейским христианам с мусульманами, и не только в военном плане, но и культурном. В частности, возник интерес к мусульманской культуре, к тому же мусульманская культура соприкасалась с западно-европейской ещё одним фронтом – в Испании. Испания почти полностью была завоевана мусульманами, и несколько столетий происходило медленное отвоевание христианами своих исконных христианских земель.
Мавританская культура имела довольно высокий уровень. Почти всё время, пока она была на Иберийском[1] полуострове, все культурные аспекты (высокая степень образования, академическая свобода мысли) были развиты в большой степени. К XIII веку это дало свой результат и в области философии. У христиан были философские тексты только 2-х произведений Аристотеля с предисловием Порфирия, парафраз Марциана Капеллы, Исидор Сивильский и Кассиодор. К арабам же в своё время проникли многие философские тексты, причём, Аристотель почти полностью: и метафизика, и этика, и политика, и физика. Там возникла своя традиция, например, толкования Аристотеля. И таким образом через омусульманившихся арабов это проникало в Испанию. Испанские евреи, – не иудаисты, а те, которые жили в мусульманском культурном мире, – также стремились стать носителями греческой философской культуры, отчасти потому что при этом они попадали в выгодные места и вообще получали образование. Усвоенную ими культуру они передавали и западным европейцам.
Так к 1300 году у западных европейцев оказался практически полный Аристотель. Философская культура воспряла: оживились философские споры, и наступил новый этап мысли, где энергии оказалось не меньше, чем в предыдущем. Благодаря этому, XIII век прослыл веком расцвета схоластической мысли, расцвета средневековой философии, который знаменуется двумя именами: Альберт Великий и Фома Аквинат.
Изменения в католическом мире
В католическом мире в XIII веке происходят достаточно серьезные события, которые привели к значительным изменениям и в образе мышления, и в богословии, и в философии.
1. В XIII веке на территории южной Франции и в Испании возникают еретические движения катаров и альбигойцев. Для борьбы с этими ересями организуются монашеские ордена. Орудием для борьбы с ересью альбигойцев явился орден доминиканцев, основанный неким Домиником. Главной задачей этого ордена являлась борьба с ересями: сначала с ересью альбигойцев, а затем и вообще с ересями. Под влиянием доминиканцев для борьбы с ересями была организована и папская инквизиция. Сами себя доминиканцы иронически называли «псами Господними» (игра слов: domini canes – «псы Господни» – dominicanes).
|