1. Соприкосновение с монотеизмом
2. Природа и человек как творение Божие
3. Синтез христианского Откровения и античной философии
4. Сущность и существование
5. Свобода или Предопределение?
1. Соприкосновение с монотеизмом
Греческая философия была связана с языческим многобожием (политеизмом) и при всем различии представлявших ее учений в конечном счете носила космологический характер, ибо тем целым, в которое включалось все сущее, к том числе и человек, была природа.
Что же касается философской мысли Средних веков, то она уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство (нач. VII в.), и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии Средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог.
В основе христианского монотеизма лежат 2 важнейшим принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея Творения и идея Откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея Творения лежит в основе средневековой онтологии,, а идея Откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов – от Церкви. Церковный догмат явился в этот период исходным пунктом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия – было неразрывно связано с учением Церкви.
2. Природа и человек как творение Божие
Согласно вероучению авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) Бог сотворил мир из ничего актом своей воли, благодаря Своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает и после Творения каждый миг сохранять и поддерживать бытие мира. Философски такое мировоззрение определяется как креационизм (лат. creatio – творение, создание).
Религиозный креационизм (догмат о творении) переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были как бы родственны природе, – Бог авраамических религий стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом, подобно Единому Платона и неоплатоников. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.
Другим важным следствием креационизма является преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал – активного и пассивного: идей или форм, с одной стороны, материи – с другой. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало – Бог; все остальное – Его творение. Водораздел между Богом и творением – непереходимый: это 2 реальности различного онтологического ранга. Строго говоря, подлинным бытием обладает только Бог, ему приписываются те атрибуты, которыми античные философы наделяли Бытие. Он вечен, неизменен, самотождествен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Христианский философ IV–V веков Августин Блаженный (354-430) говорит поэтому, что Бог есть высшее Бытие, высшая Субстанция, высшая (нематериальная) Форма, высшее Благо. Отождествляя Бога с бытием, Августин следует Священному Писанию: в Ветхом завете Бог сообщает о себе человеку: «Я есмь Сущий». –– В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а благодаря Иному; отсюда происходит непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире. Авраамический Бог, хотя сам по себе недоступен для познания, тем не менее открывает себя человеку, и Его Откровение явлено в священных текстах, толкование которых и есть основной путь богопознания.
Т. обр., знание о нетварном (несотворенном) божественном Бытии (или сверхбытии) можно получить только сверхъестественным путем, и ключом к такому познанию является вера – способность души, неведомая античному языческому миру. Что же касается тварного (сотворенного) мира, то он – хотя и не до конца – постижим с помощью разума; правда, о степени его постижимости средневековые мыслители вели немало споров.
|