Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Хорошо сформулированный вопрос - половина ответа?

Да, это кратчайший путь к ответу
Это повод задуматься
Это повод не думать
Это выраженное намерение


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 679
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Косвенные указания на существование Бога (доказательства)

1. Доказательства
2. Обсуждение
3. Аристотелевское видение мира
4. Почему Фома отвергал Ансельмово доказательство?

Доказательства Аквинского


Так как человек не имеет адекватного представления о Божественной сущности, то невозможно прямое доказательство существования Бога, которое опиралось бы на анализ содержащегося в человеческом уме понятия о нем. Но возможны косвенные доказательства, исходящие из рассмотрения творений.

Вообще же, существование Бога не является очевидным, оно требует доказательств. Оно не является врожденной истиной, находящейся в сердце каждого человека, как говорил преп. Иоанн Дамаскин. Существование Бога необходимо доказать. Рассуждая таким образом, Фома становился в оппозицию к преобладавшему в схоластике мнению; он также уходил от того положения, которое было выдвинуто августинизмом, в соответствии с которым Бог был «очень нужен человеческой душе».

Считая попытку решения данной задачи Ансельмом неудачной, Фома предложил 5 собственных доказательств (quinque viae) бытия Бога. Его доказательства (якобы) исходят из опыта. Все они основаны на логическом запрете регресса в бесконечность (regressus in infimtum).

1. Доказательство от движущей причины. Все в мире находится в движении, однако движение предполагает неподвижный Перводвигатель, который и есть Бог. Должна быть начальная причина движения.

В "Сумме теологии" читаем, что всё движимое двигается не иначе как силой иной. Двигаться, – значит переводить потенцию в акт. Вещь может быть приведена в действие тем, кто уже активен. Например, чтобы заставить гореть дерево, которое имеет тепло лишь в потенции, необходимо действующее начало, огонь, в нашем случае. Однако невозможно для одной и той же вещи быть и потенцией и актом одновременно: горячее в акте не может быть горячим и в потенции. Так, невозможно для одного существа быть источником (movens) и субъектом (motum) движения в одном и том же смысле и одновременно. Следовательно, все, что двигается, чем-то движимо.

Фома Аквинский доказывает это положение, используя аристотелевский принцип о невозможности быть и не быть одним и тем же, т. е. движущимся и приводящим в движение. А с другой стороны, необходимо доказать и существование Перводвигателя, и это Фома Аквинский также доказывает. Доказывает тем, что необходимо некоторое движущее начало, само недвигающееся, как это говорит и Аристотель. Таким образом, получаем “Вечный Двигатель”…

Положение о том, что все, что движется, обязательно приводится в движение чем-то другим, современная физика рассматривает не иначе, как только исторический факт. Галиелеево понятие «движения по инерции» никак не сможет вписаться в это аристотелевское положение...

2. Доказательство от производящей причины: цепь причин и следствий не может идти в бесконечность – нужно предположить существование Первопричины – они и есть Бог. Мир несамостоятелен, но имеется самостоятельная сущность, которая является Причиной мира.

3. Доказательство от необходимости и случайности. В природе существуют как будто бы случайные единичные вещи, которые могут как существовать, так и не существовать. Однако случайное предполагает необходимое, – оно и есть Бог. За случайностью вещей скрывается необходимая сущность.

4. Доказательство от степени совершенства: все предметы различаются качественно и по степени совершенства представляют лестницу, следовательно, должно быть нечто, представляющее высшую ступень реальности и совершенства, – что есть Бог. «“Ибо то, что в наибольшей степени истинно, в наибольшей степени и есть”, как сказано во второй книге “Метафизики”, глава 4», – цитирует Фома Аквинский.

5. Доказательство (телеологическое) от целесообразности. В мире живых существ, вещей и явлений наблюдается определенная целесообразность, порядок, гармония. Следовательно, есть разумное Существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, – и оно именуется Богом. Существует сверхъестественное существо, которое управляет природой и действует вполне целесообразно.

В католической Церкви эти 5 доказательств фактически канонизированы и считаются обязательными для каждого верующего католика.

Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 11388
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Фома Аквинский (1225–1274)
23.03.2009 - Фома Аквинский как родоначальник рациональной теологии
23.03.2009 - Теология и философия Фомы Аквинского
23.03.2009 - Фома Аквинский. Учение о познании
23.03.2009 - Фома Аквинский. Учение о душе, ангелах и человеке

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы