1. Доказательства
2. Обсуждение
3. Аристотелевское видение мира
4. Почему Фома отвергал Ансельмово доказательство?
Доказательства Аквинского
Так как человек не имеет адекватного представления о Божественной сущности, то невозможно прямое доказательство существования Бога, которое опиралось бы на анализ содержащегося в человеческом уме понятия о нем. Но возможны косвенные доказательства, исходящие из рассмотрения творений.
Вообще же, существование Бога не является очевидным, оно требует доказательств. Оно не является врожденной истиной, находящейся в сердце каждого человека, как говорил преп. Иоанн Дамаскин. Существование Бога необходимо доказать. Рассуждая таким образом, Фома становился в оппозицию к преобладавшему в схоластике мнению; он также уходил от того положения, которое было выдвинуто августинизмом, в соответствии с которым Бог был «очень нужен человеческой душе».
Считая попытку решения данной задачи Ансельмом неудачной, Фома предложил 5 собственных доказательств (quinque viae) бытия Бога. Его доказательства (якобы) исходят из опыта. Все они основаны на логическом запрете регресса в бесконечность (regressus in infimtum).
1. Доказательство от движущей причины. Все в мире находится в движении, однако движение предполагает неподвижный Перводвигатель, который и есть Бог. Должна быть начальная причина движения.
В "Сумме теологии" читаем, что всё движимое двигается не иначе как силой иной. Двигаться, – значит переводить потенцию в акт. Вещь может быть приведена в действие тем, кто уже активен. Например, чтобы заставить гореть дерево, которое имеет тепло лишь в потенции, необходимо действующее начало, огонь, в нашем случае. Однако невозможно для одной и той же вещи быть и потенцией и актом одновременно: горячее в акте не может быть горячим и в потенции. Так, невозможно для одного существа быть источником (movens) и субъектом (motum) движения в одном и том же смысле и одновременно. Следовательно, все, что двигается, чем-то движимо.
Фома Аквинский доказывает это положение, используя аристотелевский принцип о невозможности быть и не быть одним и тем же, т. е. движущимся и приводящим в движение. А с другой стороны, необходимо доказать и существование Перводвигателя, и это Фома Аквинский также доказывает. Доказывает тем, что необходимо некоторое движущее начало, само недвигающееся, как это говорит и Аристотель. Таким образом, получаем “Вечный Двигатель”…
Положение о том, что все, что движется, обязательно приводится в движение чем-то другим, современная физика рассматривает не иначе, как только исторический факт. Галиелеево понятие «движения по инерции» никак не сможет вписаться в это аристотелевское положение...
2. Доказательство от производящей причины: цепь причин и следствий не может идти в бесконечность – нужно предположить существование Первопричины – они и есть Бог. Мир несамостоятелен, но имеется самостоятельная сущность, которая является Причиной мира.
3. Доказательство от необходимости и случайности. В природе существуют как будто бы случайные единичные вещи, которые могут как существовать, так и не существовать. Однако случайное предполагает необходимое, – оно и есть Бог. За случайностью вещей скрывается необходимая сущность.
4. Доказательство от степени совершенства: все предметы различаются качественно и по степени совершенства представляют лестницу, следовательно, должно быть нечто, представляющее высшую ступень реальности и совершенства, – что есть Бог. «“Ибо то, что в наибольшей степени истинно, в наибольшей степени и есть”, как сказано во второй книге “Метафизики”, глава 4», – цитирует Фома Аквинский.
5. Доказательство (телеологическое) от целесообразности. В мире живых существ, вещей и явлений наблюдается определенная целесообразность, порядок, гармония. Следовательно, есть разумное Существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, – и оно именуется Богом. Существует сверхъестественное существо, которое управляет природой и действует вполне целесообразно.
В католической Церкви эти 5 доказательств фактически канонизированы и считаются обязательными для каждого верующего католика.
|