Интенция | Все о философии Бесплатные тесты онлайн
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Мудрость - это

Интеллект
Эрудиция
Созидательный жизненный опыт
Творческое мышление


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 512
Комментарии: 0
Спонсоры

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Фома Аквинский (1225–1274)

1. Реформаторская позиция Фомы
2. Фома Аквинский - Великий предшественник
3. Жизнь, произведения, манеры Аквинского

Реформаторская позиция Фомы


Фома Аквинский, бывший некоторое время учеником Альберта Великого, считается виднейшим систематиком средневековья. Позицию Фомы справедливо можно считать реформаторской. Его достижение – связь аристотелизма с христианской философией августиновского толка. Фома Аквинский предпринял далеко идущую систематическую попытку связать аристотелизм и христианскую философию. В итоге была получена рациональная теология.

Появление христианского аристотелизма в XIII в. стало переворотом в христианской философии, ибо на протяжении 1000 лет эта философия строилась на основе платоновского идеализма, а теперь ее фундаментом становится перипатетический эмпиризм. Христианский аристотелизм не мог быть просто копией греческого аристотелизма, но должен был стать новой философской системой, аналогичной ему. Эта система явилась результатом деятельности Фомы Аквинского, и с момента создания она получила название томизм. Раньше всех она была воспринята доминиканским орденом.

Почему был выбран Аристотель? Фома рассуждал так. Человеческое спасение не зависит от философии, и теология не нуждается в обращении к ней, но уж если такое (обращение) происходит, то обратиться следует к философии истинной. Когда у теолога есть достаточные основания думать, что блж. Августин не воспользовался лучшей из возможных философий, он должен изменить ее без колебаний.

Фома писал, что Божия благодать может облагораживать не только души людей, но и саму философию. Вера совершенствует разум, а теология философию. Благодать не подменяет, но облагораживает природу. Выпрямляющее воздействие теологии не выталкивает философию из ее собственной ниши, заменяя собой, вера ориентирует разум, без элиминации последнего. Поэтому необходима корректная философия, ибо тогда возможна действенная теология.

В большинстве вопросов св. Фома столь точно следует Аристотелю, что в глазах католиков Стагирит является авторитетом, чуть ли не равным одному из Отцов Церкви (божественный Аристотель); критика Аристотеля в вопросах чистой философии стала считаться едва ли не богохульством.

Чтобы преобразовать учение Аристотеля Фоме потребовалось придать новый смысл многим его принципам. На базе аристотелевских понятий Фоме Аквинскому создал (как принято считать) логически стройную и в то же время энциклопедически универсальную систему христианской теологии.

Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 9860
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 5 >>

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Фома Аквинский как родоначальник рациональной теологии
23.03.2009 - Теология и философия Фомы Аквинского
23.03.2009 - Фома Аквинский. Учение о познании
23.03.2009 - Фома Аквинский. Учение о душе, ангелах и человеке
23.03.2009 - Косвенные указания на существование Бога (доказательства)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

философский камень
Полезное
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы