Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли философия в России

Есть
Нет
Была в СССР
Ее никогда не было


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1356
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Фома Аквинский (1225–1274)



В 1248 г. Фома вместе с Альбертом отправляется в Кельн с целью организации там studium generale – центра по изучению теологии. Здесь будущий создатель томистской философии обучается под руководством своего наставника в течение последующих 4 лет. Во время занятий Фома не проявлял особой активности, редко принимал участие в диспутах, что явилось, между прочим, причиной того, что коллеги прозвали его «Немым Быком». В довершение, отличаясь от всех других высоким ростом, чрезмерной полнотой и неповоротливостью, он получил кличку «Сицилийский Бык», хотя родился не в Сицилии, а под Неаполем. Известно, однако, что после одного из его выступлений Альберт, пораженный глубиной и прозрачностью мысли своего ученика, воскликнул: «Эти молчуны, называемые быками, взревут когда-нибудь так, что их услышит весь мир».

После почти 4-летнего пребывания в Кельне Фома в 1252 г. возвращается в Парижский университет, где последовательно проходит все ступени, необходимые для получения степени магистра теологии и лиценциата. После этого – преподает в Париже теологию. Здесь из-под его пера выходит ряд комментариев, трудов и так называемых «Questiones disputate» (университетских диспутов). Среди них – Комментарии к Священному Писанию (1254-1256), «De principiis naturae» (1255), «De ente et essentia» (1256), «De veritate, In Boetium de Hebdomadibus» и др. Здесь он также начинает работу над «Суммой философии» («Summa contra gentiles» [Против язычников]; другое встречающееся иногда название данной работы – «Summa philosophiae»).

Уже в первых трудах Фома прибегает к “синтетическому” приёму: он старается найти долю правды и у тех, и у других. Практически в подходе ко всем проблемам, которые Фома Аквинский начинает исследовать, он начинает с того, что излагает все возможные точки зрения, в том числе и нелицеприятные для католической Церкви. В этом плане у него существует строгая схема: начинается как бы тезис «Говорят, что...», и далее излагается точка зрения, неприемлемая для католической церкви. Потом Фома Аквинский излагает существующее возражение: «Однако, существует мнение, что...», и далее излагается известное возражение. После этого Фома Аквинский суммируя данные возражения, добавляя к ним свои, излагает истинный взгляд по данному предмету, и после этого этот истинный взгляд излагает в форме силлогизма так, что данный взгляд приобретает в глазах читателя положение абсолютно доказанной истины. Этот метод Фомы Аквинского надолго устоится в западном схоластическом мире, и эта строгость к мышлению перейдет через схоластику и в философию Нового времени. Отголоски этой философии перекочуют в построения Декарта и Спинозы, у которых ясность и точность будут считаться основными критериями философской истины.

В 1259 г. папа Урбан IV вызвал его в Рим, где Фома преподает в доминиканских школах Италии. Появление Фомы при Папском дворе было неслучайным: римская курия[5] рассчитывала увидеть в Аквинате человека, который смог бы совершить важный для Церкви труд – дать пригодную для католицизма трактовку Аристотеля. Здесь Фома завершает начатую еще в Париже «Философскую сумму» (1259–1264), пишет «Contra errores Graecorum» (1263), «De emptione et venditione» (1263) и др. Он приступает также к работе над главным трудом своей жизни – «Сумма теологии» («Summa theologica»).

Осенью 1269 г. по указанию римской курии Фома 2-й раз отправляется в Париж. Поскольку в это время в Париже аверроисты во главе с Сигером Брабантским приобрели достаточно сильное влияние, то Фома Аквинский получает послушание от доминиканского ордена это псевдо-аристотелевское учение разоблачить и построить истинно католическое аристотелевское учение. Поскольку Парижский университет был главным центром идеологической мысли католицизма, борьба против оппозиционной школы аверроистов имела для римской курии принципиальное значение. Другой враждебный Риму стан представляла собой группа французских теологов-«ворчунов», желавших сохранить во чтобы то ни стало в неизменном виде принципы августиновской теологии.

Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 27049
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 >>

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Фома Аквинский как родоначальник рациональной теологии
23.03.2009 - Теология и философия Фомы Аквинского
23.03.2009 - Фома Аквинский. Учение о душе, ангелах и человеке
23.03.2009 - Фома Аквинский. Учение о познании
23.03.2009 - Косвенные указания на существование Бога (доказательства)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы