В этот период Аквинат пишет 2-ю часть «Суммы Теологии» (1269–1272), «О единстве разума против аверроистов» («De unitate intellectus contra Averroistos», 1269–1272), комментарии к «Peri hermeneias», «Метеорологике», «De causis» Аристотеля и много других работ. За время пребывания в Парижском университете Фома, поглощенный борьбой с аверроистами и работой над своими произведениями, не принимал участия ни в каких приемах, которыми славился тогдашний Париж. Однако доминиканское руководство рекомендовало ему принять приглашение ко двору французского короля Людовика IX. Во время этого приема Фома, как обычно, сидел в задумчивости, почти ни на что не реагировал. Все участники встречи так были заняты собой, что почти забыли о погрузившемся в созерцание Фоме. И вдруг, как рассказывает анекдот, приятная атмосфера приема была нарушена могучим доминиканцем, который крикнул, ударив кулаком по столу: «Ха, мы приведем манихеев в порядок!».
В 1272 г. Фома был возвращен в Италию. В Неаполе он преподает теологию и продолжает работу над 3-й частью «Суммы теологии», которую заканчивает в 1273 г. Здесь же появляются, в частности, комментарии «De coelo et mundo» и «De generatione et corruptione». В 1274 году Фома Аквинский отправляется на знаменитый униатский собор в Лионе, созванный папой Григорием X.
Во время поездки он тяжело заболевает. Ничтожность и суетность всего мирского, в том числе своей работы, открылась Аквинату перед смертью, ее непостижимой тайной и ожиданием встречи с Богом. На увещевания своего врача и секретаря прекратить работать он ответил: "Non possum, quia omnia quae scripsi videntur mihi paleae... respectu eorum quae vidi et revelata sunt mihi'. – «He могу, потому что все, что я написал, кажется мне трухой, с точки зрения того, что я увидел и что мне было открыто». 7 марта 1274 г. он умирает в монастыре бернардинцев[6] в Фоссануове. После смерти ему был присвоен титул “ангельский доктор” (“doctor angelicus”). В 1323 г., во время понтификата папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику святых.
2. Труды
Фома Аквинский написал большое количество работ, трудолюбие его и плодовитость ни с чем не сравнимы. Он написал комментарии к различным книгам Библии, к «Сентенциям» Петра Ломбардского, к книгам Боэция, к «Божественным именам» Дионисия Ареопагита, к книге «О причинах» Прокла и к работам Аристотеля. Вышла полемика в Парижском университете времен борьбы с аверроистами под названием «Спорные вопросы» и небольшие философские трактаты: «О существовании и сущности», «О вечности мира против ворчунов» (августинианцев), «О единстве разума против аверроистов». Заглавие отсылает нас к работе Альберта Великого «О единстве разума против Аверроэса».
Особо можно выделить 2 знаменитые работы Фомы Аквинского. Первая – «Сумма истины католической веры против язычников», из 4 книг. 3 книги носят философский характер, поэтому работа часто называется «Сумма философии», или «Сумма против язычников». Вторая фундаментальная работа – «Сумма теологии». Она написана им в последние годы жизни и считается неоконченной. В этих работах, в «Сумме против язычников» и «Сумме теологии», Фома Аквинский показал во всем блеске свой знаменитый схоластический метод.
3. Жанр работ
Жанр вопросов, который можно обнаружить и в "Сумме теологии", воспроизводит схему университетских диспутов: по каждому вопросу приводятся аргументы "за" (pro) и "против" (sed contra), затем следует собственный ответ ("responsio"). После этого отдельные аргументы ("ad I, ad 2, ...") исследуются в связи с данным ответом. – Аккуратная юридическая работа.
Лит: Лега В.П. История западной философии
В. Татаркевич. История философии. Античная и средневековая философия
Э.Жильсон «История христианской философии в Средние века» |