Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Философия - это наука?

Да
Больше, чем наука
Служанка богословия


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1428
Комментарии: 3

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Фома Аквинский (1225–1274)



В этот период Аквинат пишет 2-ю часть «Суммы Теологии» (1269–1272), «О единстве разума против аверроистов» («De unitate intellectus contra Averroistos», 1269–1272), комментарии к «Peri hermeneias», «Метеорологике», «De causis» Аристотеля и много других работ. За время пребывания в Парижском университете Фома, поглощенный борьбой с аверроистами и работой над своими произведениями, не принимал участия ни в каких приемах, которыми славился тогдашний Париж. Однако доминиканское руководство рекомендовало ему принять приглашение ко двору французского короля Людовика IX. Во время этого приема Фома, как обычно, сидел в задумчивости, почти ни на что не реагировал. Все участники встречи так были заняты собой, что почти забыли о погрузившемся в созерцание Фоме. И вдруг, как рассказывает анекдот, приятная атмосфера приема была нарушена могучим доминиканцем, который крикнул, ударив кулаком по столу: «Ха, мы приведем манихеев в порядок!».

В 1272 г. Фома был возвращен в Италию. В Неаполе он преподает теологию и продолжает работу над 3-й частью «Суммы теологии», которую заканчивает в 1273 г. Здесь же появляются, в частности, комментарии «De coelo et mundo» и «De generatione et corruptione». В 1274 году Фома Аквинский отправляется на знаменитый униатский собор в Лионе, созванный папой Григорием X.

Во время поездки он тяжело заболевает. Ничтожность и суетность всего мирского, в том числе своей работы, открылась Аквинату перед смертью, ее непостижимой тайной и ожиданием встречи с Богом. На увещевания своего врача и секретаря прекратить работать он ответил: "Non possum, quia omnia quae scripsi videntur mihi paleae... respectu eorum quae vidi et revelata sunt mihi'. – «He могу, потому что все, что я написал, кажется мне трухой, с точки зрения того, что я увидел и что мне было открыто». 7 марта 1274 г. он умирает в монастыре бернардинцев[6] в Фоссануове. После смерти ему был присвоен титул “ангельский доктор” (“doctor angelicus”). В 1323 г., во время понтификата папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику святых.

2. Труды

Фома Аквинский написал большое количество работ, трудолюбие его и плодовитость ни с чем не сравнимы. Он написал комментарии к различным книгам Библии, к «Сентенциям» Петра Ломбардского, к книгам Боэция, к «Божественным именам» Дионисия Ареопагита, к книге «О причинах» Прокла и к работам Аристотеля. Вышла полемика в Парижском университете времен борьбы с аверроистами под названием «Спорные вопросы» и небольшие философские трактаты: «О существовании и сущности», «О вечности мира против ворчунов» (августинианцев), «О единстве разума против аверроистов». Заглавие отсылает нас к работе Альберта Великого «О единстве разума против Аверроэса».

Особо можно выделить 2 знаменитые работы Фомы Аквинского. Первая – «Сумма истины католической веры против язычников», из 4 книг. 3 книги носят философский характер, поэтому работа часто называется «Сумма философии», или «Сумма против язычников». Вторая фундаментальная работа – «Сумма теологии». Она написана им в последние годы жизни и считается неоконченной. В этих работах, в «Сумме против язычников» и «Сумме теологии», Фома Аквинский показал во всем блеске свой знаменитый схоластический метод.

3. Жанр работ

Жанр вопросов, который можно обнаружить и в "Сумме теологии", воспроизводит схему университетских диспутов: по каждому вопросу приводятся аргументы "за" (pro) и "против" (sed contra), затем следует собственный ответ ("responsio"). После этого отдельные аргументы ("ad I, ad 2, ...") исследуются в связи с данным ответом. – Аккуратная юридическая работа.

Лит: Лега В.П. История западной философии
В. Татаркевич. История философии. Античная и средневековая философия
Э.Жильсон «История христианской философии в Средние века»
Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 27093
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Фома Аквинский как родоначальник рациональной теологии
23.03.2009 - Теология и философия Фомы Аквинского
23.03.2009 - Фома Аквинский. Учение о душе, ангелах и человеке
23.03.2009 - Фома Аквинский. Учение о познании
23.03.2009 - Косвенные указания на существование Бога (доказательства)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы