Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Высшая ценность - это

Личные принципы
Бог, Высший разум
Сама жизнь
Другой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1003
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Особенности средневековой философии

Особенности средневековой философии


1. В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности, что она открыта в Священном Писании Идея Откровения была разработана отцами Церкви и закреплена в догматах Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него На фоне греческой мудрости эта идея была новой Полагалось, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог, воплощением которого на земле явился Христос в единстве Божественной и человеческой природ Потому дольний мир, соответственно и человеческий разум изначально мыслились встроенными в высшую реальность, причащаясь ей Причащенный разум — это определение средневекового разума, функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия («философия — служанка богословия»)
2 Основаниями средневековой философии были теоцентризм, провиденциализм, креационизм (творение мира по Слову из ничего), традиционализм Опора на авторитеты, без которых немыслима обращенность к традиции, объясняет идейную нетерпимость к ересям В условиях заданности истины основными философскими методами были герменевтический и дидактический, тесно связанные с логико-грамматическим и лингвистико-семантическим анализом слова Поскольку Слово лежало в основании творения и соответственно было общим для всего сотворенного, то оно предопределило рождение проблемы универсалий, с попытками решения которой связаны три философских течения концептуализм (существование общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (существование общего вне и до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи) В то время, когда средневековая философия представлялась хранителем античных традиций, реализм считался единственно правильным подходом к решению проблемы универсалий, появление номинализма свидетельствовало о распаде средневекового мышления, а концептуализм рассматривался как сочетание умеренного реализма с умеренным номинализмом Однако исследования средневековых текстов показали, что важнейшую роль в понимании тварного мира играет именно концептуализм
Попытки разрешения проблемы универсалий давали возможность обнаружить процедуры сопричастности земного и горнего миров В теологическом контексте логика, бывшая и инструментом философии, и ее частью, представляла собой особые способы созерцания Бога, позволявшие строить между Ним и человеком субъект-субъектные отношения По существу такая логика есть теологика.
3 Поскольку в силу акта творения по Слову вещам передавались и креативные функции, то сотворенное существо, оставаясь причашенным Творцу, не могло быть пассивным: вещь начинала вещать о себе, любая вещь была субъектной (res subjecta), Боэций назвал ее субъект-субстанцией Наличие субъект-субстанции, т е особенного всеобщего, делающего (напр , для Боэция или Абеляра) ненужным деление субстанций на первые и вторые и отражающего уникальность вещи, выражает прежде всего акт творения Потому родовидовые связи оказываются лишь одной из возможностей анализа акта мышления.
4. Идеи субъектности и соответственно личностности находятся в тесном отношении со смыслом воплощенного Слова, не имевшего аналогов ни в одной из предшествующих религий и философских умозрений Инкарнация (воплощение) — не вселение Бога в тело Явление богов в человеческом облике, известное у греков, не означало их становления человеком В христианстве вочеловечение Бога включает в себя жертву, приносимую распятым Сыном человеческим, предполагая внутренние мистические богочеловеческие отношения, теологическим истолкованием которых служит учение о Троице Воплощение Слова предполагает, что оно свободно от спиритуалистического характера Единственность и неповторимость акта творения и искупления привели к включению исторического времени в сферу европейской мысли Если история философии есть история богопознания, то в обращении философов к Богу реализуется их свободная воля История философии в Средние века есть история мысли, выбирающей Бога
5. В Средневековье, ориентированном на авторитет, не было авторов в принятом смысле слова Истинным автором как мира, так и слова о мире считался Бог, авторитетами — отцы Церкви Человек начинал познавать мир как комментатор Выражение мира в понятиях было лишь одним из вербаль-но-интеллектуальных способов его осмысления Принцип креационизма, лежащий в основании христианского отношения к миру, предполагал, что всеобще-необходимое знание принадлежит только Богу Возникшая в античности логика силлогизма перестает быть равноправной с логикой диспута Поэтому возрастает интерес к «Топике» Аристотеля, и на человеческом уровне роль всеобще-необходимого знания начинает исполнять этика, цель которой состоит в поисках ре-гулятивов для реализации идеи спасения Они выражаются в понятиях самосознания, поступка, совести, интенции, осознанности поступка, личной ответственности Путь к достижению спасения лежал через вопрошание собственной души, прямо ставящее человека перед Богом, т е самопознание понималось как определенного рода богопознание, а исповедь представала не только как процедура причащения Богу, но и как философствование.
6. Познавательные акты суждения при такого рода познании нагружены актами нравственного суждения, а механизмы познавательных актов оказываются механизмами нравственных актов спасения
7. Всякое знание приобретает модальный, или правдоподобный характер В Средние века приоритетным оказывается диалектическое знание, а способом мышления — тропы (метафора, метонимия и пр ) как важнейшие аргументы для признания равносильности разнообразных утверждений, поскольку любое точнейшее рассуждение (определение) перед непостижимым — всего лишь вероятное рассуждение Проблема определения состоит в отыскании собственных признаков вещи, что не делает его эквивалентным вещи, выражая лишь ее статус, поскольку все познаваемые вещи неопределимы Средневековую диалектику, сопровождаемую любовью к Богу, австрийский философ Р Томас назвал «медитативной диалектикой» Поскольку истина открыта, то роль доказательства часто выполняли примеры
В речевом диалоге, принявшем форму диспута, была создана возможность формирования такой диалектики, понятия которой одновременно направлялись на сакральное и мирское, образуя особый способ познания Идея двуосмысленности, или эквивокации становится одной из важнейших идей средневековой философии Наряду с унаследованными от Античности понятиями (бытие, субстанция, количество, качество, отношение) огромное значение приобретают идеи ничто, присущности, интуиции, статуса веши, интенции, субъект-субстанции, персоны, сингулярности, концепта, трансляции (переноса), трансумпции (перестановки).
8. В силу акта творения человека по образу и подобию Бога, а также в силу дарованной ему способности разумного причащения Богу человек впервые рассматривается как личность, деятельность которой основана на свободе воли.

Лит: Майоров Г Г Формирование средневековой философии Латинская патристика М , 1979, Бычков В. В. Византийская эстетика М , 1986, Гарнцев М. А Проблема самосознания в западноевропейской философии М , 1987, Мейендорф И Введение в святоотеческое богословие Вильнюс—М , 1992, Болотов В В Лекции по истории древней церкви, т 1—4 М , 1994 Карташев А В Вселенские соборы М , 1994, Маритен Ж Философ в мире М , 1994, Бибихин В В Язык философии М , 1994 Неретина С С Верующий разум К истории средневековой философии Архангельск, 1995, Коплстон Ф С История средневековой философии М , 1997, Понятие природы в античности и в средние века, сб ст, ч 1 М , 1998, Жильсон Э Философ и теология М , 1995, Неретина С С Тропы и концепты М , 1999, Grabmann M Die Geschichte der scholastisthen Methode Bd 1 — 2 В , 1957, Gilson E Introduction a la philosophic chretienne P, 1960, Idem L'esprit de la philosophic medievale P, 1978, Marenbon J Early Medieval Philosophy (480—1150) an introduction L , 1983, Idem Later Medieval Philosophy (1150—1350) an introduction L , 1991, A History of Twelfth-Century Western Philosophy, ed by P Dronke Cambr, 1988, Armstrong D ;M. Universals An opinionated introduction San-Fran-cisco-L, 1989
С С Неретина

Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 12750
Распечатать

Дополнительно по данной категории

21.04.2009 - Особенности христианского мировоззрения в средние века
21.04.2009 - Средневековая философия. Хронология
23.03.2009 - Средневековая философия
23.03.2009 - Основные проблемы средневековой философии
23.03.2009 - Номинализм и реализм

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы