За 12 столетий, прозванных «Средними веками», в культуре и социальной жизни Западной Европы произошли изменения, причем изменения немалые. Поэтому дать обобщенную характеристику мировидения средневекового человека, жившего в Западной Европе со II по XIV в., значит в определенной степени упростить, огрубить историю средневековой мысли.
Отметим несколько важных сдвигов в миропонимании и мирови-дении человека Средних веков. В первые века своего существования христианство было религией гонимой. Но с IV в. оно упрочивает свои позиции и вскоре — уже после падения Римской империи в V в. — становится единственной религией, объединяющей всю Западную Европу. Вслед за изменением исторических обстоятельств изменяется отношение человека к миру и самому себе: меняется характер теологии, возникает новый круг проблем, изменяется манера их решения.
Первые христиане жили эсхатологическим предчувствием: ожиданием близкого конца света и приближением Страшного Суда. Поэтому предметный мир, окружающая природа не представляли для христианина подлинной ценности; все его упования и надежды были связаны с небом, Богом. Позднее Средневековье, пережив это настроение (особенно оживившееся к 1000 г., который казался очень удобным рубежом-символом между земным настоящим и небесным грядущим), стало все более благосклонно взирать на окружающий человека мир. Поскольку же конец света все не наступал, а сроки его отодвигались. на неопределенное время, средневековый человек начал искать способы облегчения своих земных условий существования, пытаясь приспособить мир предметов к своим потребностям и интересам. Такой более прагматичный подход к земной жизни получает оформление и развитие с XII в., когда в Европе оживляется городское строительство, расширяется круг ремесел, совершенствуются орудия труда, улучшаются условия жизни, усиливается интерес знати к предметам роскоши.
При безусловном сохранении своих личностно-интимных отношений с Богом человек позднего Средневековья больше задумывается об отношениях между людьми, чем человек прежних веков, интересы которого всецело были поглощены связью с Богом. Данный факт находит отражение в литературном творчестве: наряду с продолжающейся традицией писания жития святых возникает рыцарский роман, любовная поэзия, где культивируются высокие представления о верности, долге, чести, мужестве. В среде знати получают распространение культ Прекрасной Дамы, теория и практика куртуазной любви, в которых женщину, как и Деву Марию, мужчина боготворит, считает за честь служить ей. На формируемые в культуре и повседневной практике идеалы отношений между людьми падает отсвет религиозного отношения человека к Богу, тем самым придавая вновь возникающим идеалам особое одухотворенное звучание, подкрепленное энергетикой верующей души. Широкое распространение получает образ Христа Распятого, — который трактуется не только и не столько как строгий судья, но как страдалец, — несущий заряд человечности, милосердия, сострадания. Повышается самооценка человека, его стремление выделить себя из общей массы, что проявляется, в частности, в изменении сценария Страшного Суда: из акта общественного, происходящего в единый для всех момент времени, он становится фактом индивидуальной биографии, единичным событием каждого христианина, перешедшего в мир иной.
Но все же есть характерные общие черты в понимании мира, в эмоциональном строе души, объединяющие жителей Западной Европы II-XIV вв., что позволяет говорить о них как о представителях Средневековья.
|