Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Высшая ценность - это

Личные принципы
Бог, Высший разум
Сама жизнь
Другой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1003
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Особенности христианского мировоззрения в средние века



Ветхий Завет в Новом открывается, а Новый же в Ветхом скрывается.

Завет — это договор, который Бог заключает с людьми для того, чтобы охранить через них истинную веру. Ветхий Завет повествует о договоре Бога (Яхве или Иеговы, так по-разному звучит имя еврейского Бога в Ветхом Завете) с евреями, отсюда в иудаизме идет представление о Богоизбранности еврейского народа2.

Новый Завет — это договор между Богом и верующими в Иисуса Христа — воплощенное в человека Слово, Богочеловека. Среди христиан уже нет «ни эллина, ни иудея», поэтому христианство смогло стать мировой религией, не связанной с региональными и национальными особенностями. В договоре Бог дает людям закон, который они должны соблюдать. Христос выделил две заповеди, наиболее важные для верующих в Него: возлюбить Бога всем сердцем, всею душою и возлюбить ближнего своего, как Он возлюбил нас. Кроме этих есть и другие заповеди, определившие этику христианской, в том числе и современной светской, Западной Европы: «не убий»3, «не укради», «не возведи напраслины на ближнего своего» и другие.

В Средние века верили, что Бог не оставляет своим попечительством ни цветка, ни воробья, ни тем более человека. Бог мыслился одновременно и внеположенным миру (как говорят философы, трансцендентным) и присутствующим в нем: все есть Он, но ничто Им не является. Бог провидит бытие и попечительствует ему. Бог есть истинное бытие, мир же получает статус бытия постольку, поскольку Он в нем присутствует; мера бытийственности вещи определяется мерой Его присутствия в ней. Без такого Божественного попечительства мир бы пришел в упадок, разрушился и исчез.

Такой подход к определению взаимоотношения Творца и твари, Бога и мира можно назвать теизмом (тео — Бог). Альтернативной позицией

1 Иешуаот «йегошуа» — помощь, спасение; Христос — помазанник, от «хрио» — мажу.

2 Христиане факта Завета Бога с евреями не отрицают, по уточняют, что договор был заключен с древними евреями, но потом евреи предали Бога в лице Христа.

3 Поэтому Европейское сообщество так категорично выступает за отмену смертной казни в странах, стремящихся в пего вступить.



станет деизм Нового времени. В деизме Богу отводится только роль Творца, создавшего мир и наделившего его энергией и неизменными законами функционирования. Таким образом, Бог в деизме устраняется из мира. Он только трансцендентен ему, Он больше не вмешивается в ход мировых событий. Вместе с Богом из такой картины мира устраняются и случайность, и чудо. Деизм станет идеологической основой механистической картины мира. Но мир средневекового человека еще живой, одухотворенный; он полон чудес, явленных его Создателем.

Средневековый человек мыслит мир устроенным иерархично. Док-тринальное оформление такого видения мира можно найти в большой работе Дионисия Ареопагита1 «О небесной иерархии». По Дионисию вселенная создана, оживлена и объединена Богом, которого неоплатоники называли Единым. Дионисий объединил христианский креационизм (творение Богом мира «из ничего») и неоплатоническую эманацию (истечение от высшего к низшему, в ходе которого мир творится). Благодаря такому представлению об акте творения оказывается, что между высшим духовным миром и низшим материальным (который почти «ничто») нет пропасти, хотя дистанция огромна. Между этими крайними ступенями бытия есть промежуточные ступени, есть связь, поскольку даже низшие из созданных вещей приобщены каждый в своей степени и мере к Богу, а, следовательно, и на них в этой степени и мере лежит отпечаток Истины, Красоты, Блага. Поэтому в мире так устроенном господствует не разорванность и противопоставленность одного мира другому, не дихотомия, а господствует иерархия, дающая возможность подняться от низшего к высшему. Данное мировидение в позднее Средневековье (XII-XIII вв.) нашло свое материализованное воплощение в готической архитектуре. Благодаря ему стало возможным оптимистическое мирочувствование европейцев, дарующее веру в существование прогресса2 и побуждающее их стремиться к совершенствованию.

Многие века человеку мир предметов был интересен не сам по себе, а в силу сказывания о своем Творце. Бог невидим и неизречен. Конечный и несовершенный человек не может познать Сверх-разум. Но все же творения Бога, будучи причастны своему Творцу, могут нам рассказать о Нем. Предметы — это символы, отражающие мир Божественного. Мироощущение христианина обставлено символами и поддерживается ими. Самый центральный символ — символ креста, говорящий христианину о крестных муках, принятых Иисусом за грехи человеческие, призывающий его к милосердию и состраданию3. Также одним

Разместил: философия Дата: 21.04.2009 Прочитано: 45949
Распечатать

Всего 1 на 7 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 >>

Дополнительно по данной категории

21.04.2009 - Средневековая философия. Хронология
23.03.2009 - Средневековая философия
23.03.2009 - Особенности средневековой философии
23.03.2009 - Основные проблемы средневековой философии
23.03.2009 - Номинализм и реализм

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы