Ветхий Завет в Новом открывается, а Новый же в Ветхом скрывается.
Завет — это договор, который Бог заключает с людьми для того, чтобы охранить через них истинную веру. Ветхий Завет повествует о договоре Бога (Яхве или Иеговы, так по-разному звучит имя еврейского Бога в Ветхом Завете) с евреями, отсюда в иудаизме идет представление о Богоизбранности еврейского народа2.
Новый Завет — это договор между Богом и верующими в Иисуса Христа — воплощенное в человека Слово, Богочеловека. Среди христиан уже нет «ни эллина, ни иудея», поэтому христианство смогло стать мировой религией, не связанной с региональными и национальными особенностями. В договоре Бог дает людям закон, который они должны соблюдать. Христос выделил две заповеди, наиболее важные для верующих в Него: возлюбить Бога всем сердцем, всею душою и возлюбить ближнего своего, как Он возлюбил нас. Кроме этих есть и другие заповеди, определившие этику христианской, в том числе и современной светской, Западной Европы: «не убий»3, «не укради», «не возведи напраслины на ближнего своего» и другие.
В Средние века верили, что Бог не оставляет своим попечительством ни цветка, ни воробья, ни тем более человека. Бог мыслился одновременно и внеположенным миру (как говорят философы, трансцендентным) и присутствующим в нем: все есть Он, но ничто Им не является. Бог провидит бытие и попечительствует ему. Бог есть истинное бытие, мир же получает статус бытия постольку, поскольку Он в нем присутствует; мера бытийственности вещи определяется мерой Его присутствия в ней. Без такого Божественного попечительства мир бы пришел в упадок, разрушился и исчез.
Такой подход к определению взаимоотношения Творца и твари, Бога и мира можно назвать теизмом (тео — Бог). Альтернативной позицией
1 Иешуаот «йегошуа» — помощь, спасение; Христос — помазанник, от «хрио» — мажу.
2 Христиане факта Завета Бога с евреями не отрицают, по уточняют, что договор был заключен с древними евреями, но потом евреи предали Бога в лице Христа.
3 Поэтому Европейское сообщество так категорично выступает за отмену смертной казни в странах, стремящихся в пего вступить.
станет деизм Нового времени. В деизме Богу отводится только роль Творца, создавшего мир и наделившего его энергией и неизменными законами функционирования. Таким образом, Бог в деизме устраняется из мира. Он только трансцендентен ему, Он больше не вмешивается в ход мировых событий. Вместе с Богом из такой картины мира устраняются и случайность, и чудо. Деизм станет идеологической основой механистической картины мира. Но мир средневекового человека еще живой, одухотворенный; он полон чудес, явленных его Создателем.
Средневековый человек мыслит мир устроенным иерархично. Док-тринальное оформление такого видения мира можно найти в большой работе Дионисия Ареопагита1 «О небесной иерархии». По Дионисию вселенная создана, оживлена и объединена Богом, которого неоплатоники называли Единым. Дионисий объединил христианский креационизм (творение Богом мира «из ничего») и неоплатоническую эманацию (истечение от высшего к низшему, в ходе которого мир творится). Благодаря такому представлению об акте творения оказывается, что между высшим духовным миром и низшим материальным (который почти «ничто») нет пропасти, хотя дистанция огромна. Между этими крайними ступенями бытия есть промежуточные ступени, есть связь, поскольку даже низшие из созданных вещей приобщены каждый в своей степени и мере к Богу, а, следовательно, и на них в этой степени и мере лежит отпечаток Истины, Красоты, Блага. Поэтому в мире так устроенном господствует не разорванность и противопоставленность одного мира другому, не дихотомия, а господствует иерархия, дающая возможность подняться от низшего к высшему. Данное мировидение в позднее Средневековье (XII-XIII вв.) нашло свое материализованное воплощение в готической архитектуре. Благодаря ему стало возможным оптимистическое мирочувствование европейцев, дарующее веру в существование прогресса2 и побуждающее их стремиться к совершенствованию.
Многие века человеку мир предметов был интересен не сам по себе, а в силу сказывания о своем Творце. Бог невидим и неизречен. Конечный и несовершенный человек не может познать Сверх-разум. Но все же творения Бога, будучи причастны своему Творцу, могут нам рассказать о Нем. Предметы — это символы, отражающие мир Божественного. Мироощущение христианина обставлено символами и поддерживается ими. Самый центральный символ — символ креста, говорящий христианину о крестных муках, принятых Иисусом за грехи человеческие, призывающий его к милосердию и состраданию3. Также одним
|