' О Дионисии Ареопапите, или, как его стали называть с XIX в., Псевдо-Дионисии, смотри справку, данную перед его текстами.
2 В этом смысле средневековой картине мира была присуща интуиция динамики, эволюционизма, исчезнувшая в новоевропейской механистической картине.
3 В современной России крест па шее выполняет скорее функцию оберега, талисмана, т.е. существует в контексте языческой магической практики.
из центральных символов христианского культа является евхаристия: причащение хлебом и вином, которые понимаются как тело и кр0вь Христовы. Искусство, в первую очередь архитектура п церковная живопись, отражало символический подход к истолкованию мира.
Основой для символического истолкования бытия было учение о творении мира через Слово: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» и т.д. [Быт., I, 3], вещи [res] рассматривались как воплощенные слова. Широкое применение в христианской экзегетике (толковании Священного Писания) получил аллегорический, иносказательный метод. Заметим, что аллегорический метод не был открытием ни христианских теологов, ни Филона Александрийского' (как об этом часто пишут в учебниках); аллегорический метод является основным для эзотерической традиции2. Из средневекового символизма вырастет и знаменитая схоластическая проблема существования универсалий, подоплеку которой составляет проблема отношения слов к вещам.
Символическое мировидение получило в трудах теологов разное оформление. Так, Дионисий Ареопагит считал, что все в тварном мире несет отпечаток Творца, поэтому можно приблизиться к познанию Творца, ~- приблизиться, но не познать Его, понимая невозможность этого, — поднимаясь от низшего к высшему, что было названо им ана-гогическим путем («методом, ведущим вверх»). В «Путеводителе души к Богу» Бонавентура повторил мысль своего духовного учителя Августина о тварных вещах как следах Бога, которые надо уметь расшифровывать, и включил ее в стройную многоступенчатую концепцию Богопознания. В средневековой теологии широко представлен тезис о том, что предметы чувственно-конкретного бытия являются копиями идей, или форм, предсуществующих в уме Бога. В «Сумме теологии» Фома Аквинский, яркий представитель данного направления, выразил эту мысль следующим образом: «Бог есть первопричина всех вещей как их образец. И потому должно сказать, что в Божественной премудрости пребывают предначертания всех вещей, каковые мы называли идеями, или образцовыми формами в уме Бога»3.
Позицию, совмещающую христианство с платонизмом, в частности выраженную Фомой, можно назвать «интеллектуализмом». Здесь Бог мыслится как несущий в Себе предзаданные Ему идеи, формы, которые накладывают ограничения на свободу Его творчества. Поэтому Бог не свободен сделать что-то вопреки логике, существующей в Нем самом. Например, благой Бог не может заставить людей ненавидеть Себя.
' Филой Александрийский - еврейский автор, современник Христа, использовавший аллегорический метод для толкования Ветхого Завета.
- Эзотерика {грач. - внутреннее) — учение, рассчитанное на посвященных, связанное с мистико-магической практикой, которое нельзя открывать непосвященному, профану, поэтому эзотерические учения тайные. Существуют сложные системы многоступенчатых процедур посвящения.
:; Цит. по: Литология мировой.философии. — Т. 1. --• Ч. 2. М.: Мысль, 1969. — С. 838.
Альтернативную доктрину, представителем которой был английский номиналист начала XIV в. Уильям Оккам, можно назвать «волюнтаризмом»: Бог свободен делать все что угодно, поскольку Его волю не сковывают никакие предзаданные трафареты, шаблоны, формы, — их просто не существует, каждая вещь творится Богом наново. Тем самым «волюнтаризм» разрывает связь, соединяющую Бога и мир предметов, которую можно было интерпретировать символически. А значит, предметный мир можно исследовать как сказываемый о самом себе, в этом смысле самодостаточный; мир вещей перестает быть собранием знаков, отсылающих мысль к миру Иному *.
Отношение христианина к Богу носит интимный, личностный характер. Психологически точно этот душевный настрой христианина передает Аврелий Августин в «Исповеди», где он стремится, ничего не утаивая, поведать Богу о своих переживаниях, мыслях, поступках. Уже в самый ранний период становления христианской мысли Бог начинает представляться как Persona, Лик, Личность. Так, например, у Тер-туллиана можно встретить обозначение Бога Персоной. Классическое определение личности дает Северин Боэций в работе «Против Евти-хия и Нестория». Личность, по Боэцию, это «неделимая субстанция разумной природы». Но если для апологетов и патристов понятие Регзоп'ы служило средством осмысления Бога-Творца, например, у Августина Persona выражала единство Святой Троицы, то Боэций привлекает его для прояснения и понимания христологической проблемы.
|