Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Судьба человека предопределена заранее?

Да, я фаталист(ка)
Нет, человек сам кузнец своего счастья
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 839
Комментарии: 2

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Особенности христианского мировоззрения в средние века



' О Дионисии Ареопапите, или, как его стали называть с XIX в., Псевдо-Дионисии, смотри справку, данную перед его текстами.

2 В этом смысле средневековой картине мира была присуща интуиция динамики, эволюционизма, исчезнувшая в новоевропейской механистической картине.

3 В современной России крест па шее выполняет скорее функцию оберега, талисмана, т.е. существует в контексте языческой магической практики.



из центральных символов христианского культа является евхаристия: причащение хлебом и вином, которые понимаются как тело и кр0вь Христовы. Искусство, в первую очередь архитектура п церковная живопись, отражало символический подход к истолкованию мира.

Основой для символического истолкования бытия было учение о творении мира через Слово: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» и т.д. [Быт., I, 3], вещи [res] рассматривались как воплощенные слова. Широкое применение в христианской экзегетике (толковании Священного Писания) получил аллегорический, иносказательный метод. Заметим, что аллегорический метод не был открытием ни христианских теологов, ни Филона Александрийского' (как об этом часто пишут в учебниках); аллегорический метод является основным для эзотерической традиции2. Из средневекового символизма вырастет и знаменитая схоластическая проблема существования универсалий, подоплеку которой составляет проблема отношения слов к вещам.

Символическое мировидение получило в трудах теологов разное оформление. Так, Дионисий Ареопагит считал, что все в тварном мире несет отпечаток Творца, поэтому можно приблизиться к познанию Творца, ~- приблизиться, но не познать Его, понимая невозможность этого, — поднимаясь от низшего к высшему, что было названо им ана-гогическим путем («методом, ведущим вверх»). В «Путеводителе души к Богу» Бонавентура повторил мысль своего духовного учителя Августина о тварных вещах как следах Бога, которые надо уметь расшифровывать, и включил ее в стройную многоступенчатую концепцию Богопознания. В средневековой теологии широко представлен тезис о том, что предметы чувственно-конкретного бытия являются копиями идей, или форм, предсуществующих в уме Бога. В «Сумме теологии» Фома Аквинский, яркий представитель данного направления, выразил эту мысль следующим образом: «Бог есть первопричина всех вещей как их образец. И потому должно сказать, что в Божественной премудрости пребывают предначертания всех вещей, каковые мы называли идеями, или образцовыми формами в уме Бога»3.

Позицию, совмещающую христианство с платонизмом, в частности выраженную Фомой, можно назвать «интеллектуализмом». Здесь Бог мыслится как несущий в Себе предзаданные Ему идеи, формы, которые накладывают ограничения на свободу Его творчества. Поэтому Бог не свободен сделать что-то вопреки логике, существующей в Нем самом. Например, благой Бог не может заставить людей ненавидеть Себя.

' Филой Александрийский - еврейский автор, современник Христа, использовавший аллегорический метод для толкования Ветхого Завета.

- Эзотерика {грач. - внутреннее) — учение, рассчитанное на посвященных, связанное с мистико-магической практикой, которое нельзя открывать непосвященному, профану, поэтому эзотерические учения тайные. Существуют сложные системы многоступенчатых процедур посвящения.

:; Цит. по: Литология мировой.философии. — Т. 1. --• Ч. 2. М.: Мысль, 1969. — С. 838.



Альтернативную доктрину, представителем которой был английский номиналист начала XIV в. Уильям Оккам, можно назвать «волюнтаризмом»: Бог свободен делать все что угодно, поскольку Его волю не сковывают никакие предзаданные трафареты, шаблоны, формы, — их просто не существует, каждая вещь творится Богом наново. Тем самым «волюнтаризм» разрывает связь, соединяющую Бога и мир предметов, которую можно было интерпретировать символически. А значит, предметный мир можно исследовать как сказываемый о самом себе, в этом смысле самодостаточный; мир вещей перестает быть собранием знаков, отсылающих мысль к миру Иному *.

Отношение христианина к Богу носит интимный, личностный характер. Психологически точно этот душевный настрой христианина передает Аврелий Августин в «Исповеди», где он стремится, ничего не утаивая, поведать Богу о своих переживаниях, мыслях, поступках. Уже в самый ранний период становления христианской мысли Бог начинает представляться как Persona, Лик, Личность. Так, например, у Тер-туллиана можно встретить обозначение Бога Персоной. Классическое определение личности дает Северин Боэций в работе «Против Евти-хия и Нестория». Личность, по Боэцию, это «неделимая субстанция разумной природы». Но если для апологетов и патристов понятие Регзоп'ы служило средством осмысления Бога-Творца, например, у Августина Persona выражала единство Святой Троицы, то Боэций привлекает его для прояснения и понимания христологической проблемы.

Разместил: философия Дата: 21.04.2009 Прочитано: 45828
Распечатать

Всего 1 на 7 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 >>

Дополнительно по данной категории

21.04.2009 - Средневековая философия. Хронология
23.03.2009 - Средневековая философия
23.03.2009 - Особенности средневековой философии
23.03.2009 - Основные проблемы средневековой философии
23.03.2009 - Номинализм и реализм

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы