Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как произошел человек?

От обезьяны (путем эволюции)
Был создан Демиургом
Занесен иноплатным разумом
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 916
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Особенности христианского мировоззрения в средние века



В христианской картине мира человек утверждается в статусе «образа и подобия» своего Творца, благодаря чему он чувствует себя привилегированным в отношении остального мира. Однако личностная связь человека с Богом осложнена драматичнейшим событием — грехопадением прародителей Адама и Евы, которые ослушались Бога, преступив чрез Его заповедь, предписывающую не есть с дерева познания добра и зла2. Грех будет осмысливаться как своеволие, как отпадение

1 Конечно, связь Бога со своим творением остается, по человеку бесполезно ее исследовать, интерпретировать, так как единой концепции все равно не создавать, Бог «волюнтаристов» оказывается непознаваемым через вещи; подвести предметный мир под единый Божественный знаменатель в такой картине бытия нельзя.

2 Заповедь «не есть с дерева познания добра и зла» -- одна из величайших мудростей еврейского народа. Она является действительно важнейшим структурным базовым элементом человеческого бытия: не все надо познавать на собственном опыте (не по всем дорогам можно ходить и не все ящики, как, например, ящик Пандоры, открывать), есть вещи, темы, которые для человека могут быть закрыты, по многим проблемам в нравственной сфере надо доверять авторитетному мнению. Анализ данной заповеди лег в основу сюжета «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского: не надо ставить собственных экспериментов для того, чтобы проверить незыблемую истинность заповеди «не убий». Человек преступивший неминуемо будет отторгнут от Бога, изгнан из рая. Не надо пробовать наркотики, чтобы убедиться в их смертоносном вреде, в том, что они разрушают и тело и душу.



от Бога, т.е. житие по человеческим, a не по Божеским законам. Прегрешение прародителей ляжет позором на весь род человеческий, станет родовым грехом. И хотя Христос вочеловечился и принял крестную муку во спасение человека, однако прежнего безгрешного состояния без Божественной помощи, без помощи Духа Святого человек достичь не в состоянии. Человек не может без помощи Бога преодолеть в себе «ветхого человека»: тварную плотскую греховную природу.

Это личностное отношение человека с Богом, полное драматизма, меняет представление европейца о характере познания и жизненных этических нормах и идеалах. Познание средневекового человека остается все еще созерцательным, бескорыстным (оппозиция ему — новоевропейское научное познание, носящее деятельно-прагматический характер), но это уже и не то бесстрастное созерцание, какое было идеалом античного мудреца. Наоборот, оно насыщено эмоциями, страстью — верою, надеждою, любовью (так называемыми теологическими чувствами). Мистический путь Богопознания — это не только апофатизм (негативная теология), о котором учил Ареопагит, с его сумерками и безмолвием. Более демократичный и доступный каждому христианину способ познания — это проживание, прочувствование пути Христа, который есть «Путь, Истина и Жизнь», полный милосердия, сострадания и любви к людям.

Меняется в христианской картине мира образ «идеального человека», «культурного героя», которому должен подражать человек, чтобы воплотить в себе культурную норму, чтобы «вочеловечиться»; вместе с этим меняются и этические нормы. В христианстве «культурным героем», образцом для подражания становится сам Бог: Бог-Творец и Иисус-Богочеловек. Познавательная и этическая стороны, грани человеческого существа и существования не отделены, а дополняют друг друга и взаимодействуют. Поэтому в христианской практике даже рациональные размышления, в том числе и сугубо схоластические, должны быть подкреплены святостью жизни; авторитетный писатель — это не только тот, кто много знает и даже успешно согласует свое учение с традицией, но тот, кто свое знание черпает из всей целокупности праведной жизни.

Человек слаб, слабы и его интеллектуальные возможности, поэтому в познавательной деятельности без помощи Бога человек также не может обойтись. Когда думающий, ищущий знания христианин обращается за помощью к Создателю, то для него это не пустая риторика. Теологическая мысль Средних веков оформила интуицию о Божественной помощи в учение о «внутреннем свете», иллюминации, которую дарует Бог каждому человеку. Теория иллюминации наследует платоновской теории припоминания, учившей о предзаданности человеку общих идей Ч Но избранным, чистым душою и крепким духом правед-

1 Теория припоминания выражена Платоном в «Медоне», «Федоне» — отрывки из которых помещены в хрестоматии. Много рассуждает на данную тему Августин в «Исповеди». Мысль о предзаданности ;шания общих понятий, идей найдет свое место в философии Декарта, Канта. Учение о «внутреннем свете» просветителями XVIII в. будет трансформировано в учение «о естественном свете разума», которое можно рассматривать как аналог понятия «здравого смысла» — знания самоочевидного, не требующего для своего утверждения предварительного дискурса, размышления, обоснования. В русском языке «здравый смысл» помечается такими выражениями, как «это очевидно», «это само собой разумеется».



никам, Бог может даровать Свет Свыше — Свет Откровения. Поэтому учение Отцов Церкви и постановления самой Церкви, понимаемой как «тело Христово», как коллективный соборный разум, также являются авторитетными источниками знания.

Разместил: философия Дата: 21.04.2009 Прочитано: 45946
Распечатать

Всего 1 на 7 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 >>

Дополнительно по данной категории

21.04.2009 - Средневековая философия. Хронология
23.03.2009 - Средневековая философия
23.03.2009 - Особенности средневековой философии
23.03.2009 - Основные проблемы средневековой философии
23.03.2009 - Номинализм и реализм

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы