Ключ к пониманию средневекового мировидения и мирочувствова-ния — понимание христианского монотеизма. Весь миропорядок в христианской картине мира зависит от Бога: от самого начала — с акта Творения Богом мира «из ничего», до самого конца — мировой катастрофы в конце времен, Апокалипсиса. Также индивидуальная жизнь христианина от рождения до смерти и даже после нее связана с Богом: земная начинается с обряда крещения и заканчивается отпеванием; в загробной — христианина ждет Страшный Суд и жизнь вечная. Все самые фундаментальные, смыслоопределяющие жизнь человека думы, чувства, чаянья стянуты у верующего человека к Богу. Все отношения человека с миром и другими людьми опосредствованы отношением к Богу Таким образом, христианское мировидение с полным правом можно назвать теоцентричным.
То, во что верит христианин, сжато, но емко сформулировано в Ни-кео-Константинопольском символеj (или кредо) христианской веры, названном по имени двух первых Вселенских соборов, на которых он был принят. Во что же верит христианин? В единую Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого. Бога Отца — Вседержителя,
Символ — от греч. знак.
Творца неба и земли. Господа Иисуса Христа — Сына Божьего, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, единосущного с Ним, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии и вочеловечившегося, распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день по писаниям, и восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и паки имеющего придти со славою судить живых и мертвых, которого царствию не будет конца» '. Духа Святого животворящего, исходящего от Отца.
Таким образом, в символе веры содержатся в свернутом виде образы, темы и проблемы христианского сознания, которые на протяжении веков будут толковаться христианской теологией. Трудности толкования, их неоднозначность и многовариантность вызовут необходимость постановки и обсужде?шя теологами различных философских проблем, многие ответы на которые станут фундаментальными принципами западного мышления и образа жизни.
Центральными проблемами, темами и образами становятся:
— Святая Троица и проблема Ее единства; в христианской теологии возникает тринитарная проблема: как мыслить единство Трех Лиц, или Ипостасей, Божественной Троицы, Которая и едина, но одновременно и раздельна;
— Бог-Творец и Его отношения с миром, тема творения и проблема творения (как мыслить творение «из ничего», что представляет собой это «ничто», может, оно «нечто», но только бесформенное, как это было в Античности у Платона, Аристотеля и следовавших за ними; отзвук жаркой дискуссии, длившейся несколько веков до Августина можно найти в «Исповеди», в которой сам Августин предлагает символическое толкование акта творения, описанного в начале Ветхого Завета: небо он интерпретирует как духовную субстанцию, а землю как материальную2; данная дискуссия продолжилась и в следующие века; другая важная проблема, сыгравшая выдающуюся цивилизаторскую роль, проблема начала творения, при решении которой возникает проблема времени и соотношения его с вечностью; здесь ключевыми для Запада оказались «теории времени» Августина, высказанные им в «Исповеди» и «О Граде Божьем»);
|