Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваш интерес к философии обусловлен

Учебой
Работой
Интересом
Самопознанием
Другим


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1687
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Особенности христианского мировоззрения в средние века



В христианстве этическими идеалами являются не античные атараксия (безмятежность), автаркия (независимость), апатия (бесчувствие), а по духу прямо обратное: зависимость от Бога, Матери-Церкви, от братьев по вере, авторитетов, традиции, соединяющей христианина со всеми поколениями христиан в единую Церковь; страстное желание своего спасения !, отсюда переживание таких экзистенциальных2 чувств, как страх, отчаянье, надежда.

Благодаря христианству открываются и разрабатываются такие новые пласты человеческого существа и существования, неведомые Античности, как воля и дух. Тема и проблема воли возникают из темы греха.

Христианская картина мира пронизана парадоксами, в ней много прямо противолежащих друг другу установок, контроверз. Эти парадоксы заставляли теологическую мысль искать способы примирения, согласования не сходящихся друг с другом положений. Общая позиция будет состоять в том, что в Боге противоположности сходятся, примиряются. Но все-таки теологам такого ответа было недостаточно, каждый конкретный парадокс они стремились разрешить рациональным образом, так что диалектическому методу, разработанному в античной философии, было найдено достойное место приложения сил. Например, из одной такой неоднозначности вырастает острейшая проблема христианской теологии и христианского мирочувствования — проблема теодицеи: оправдание Бога. Ведь если Бог благ, и Он творец всего мироздания, то непонятно, откуда берется зло. Основной лейтмотив ответа христианской теологии по данной проблеме следующий: зла нет, зло неметафизично, а то, что человек называет «злом», на самом деле есть умаление добра, как сумерки — это недостаток света3. Кроме того,

1 До стигматов (ран Христовых, которые появляются у экзальтированных натур), как это было у св. Франциска Ассизского, о чем пишет Бонавентура, и многих других; до самобичевания, так, в позднее Средневековье и Возрождение эта практика принимала характер эпидемий: ходили толпы людей по Европе и сами себя хлестали бичами.

2 Т.е. фундаментальных, лежащих в основании человеческого существования, которых человек не может избежать.

3 Скажем справедливости ради, что подобный ответ присущ не только неоплатоникам, у которых христиане его, скорее всего, позаимствовали, например, Августин и Ареопагит, а за ними другие; но такой ответ дает и Аристотель, который зло трактует как лишенность.



теологи предлагали дополнительные объяснения причин существования зла, которое искали в области психологии, этики, социальной сфере, но никогда не мыслили его, как присущее самому бытию.

Проблема свободы воли также связна с антиномичностью' христианской картины мира. Грех как один из вариантов зла по христианской теологии возникает из-за свободы воли, когда человек ею дурно распоряжается. Парадокс в том, что, с одной стороны, Бог благ и всеведущ, с другой, Он попустил, чтобы человек, Его любимое творение, Его «образ и подобие», смог совершить столь тяжкий проступок, что неминуемо последовало суровое наказание — изгнание из Эдема, райского сада. Для христианского мирочувствования здесь не просто интеллектуальный ребус — это проблема, смыслоорганизующая жизнь и строй чувств христианина: как можно любить столь жестокого Бога, верить Ему, служить? Данная проблема с не меньшей остротой будет волновать и мыслителей Возрождения. По ней выскажется и Лоренцо Балла; по проблеме свободы воли напряженнейший диалог проведут между собой Эразм Роттердамский и Мартин Лютер.

С далеко идущими следствиями для западной культуры и западного образа жизни христианские теологи последовательно провели различение души и духа. Понятие души, псюхэ, было хорошо известно Античности. Здесь душа рассматривалась как часть тела, одушевляющая его, то есть приводящая в движение. Античная мысль полагала, что все движущееся одушевлено. Раз Космос внутри себя пребывает в движении, значит, он одушевлен. Некоторые философы учили о Космической, или Мировой, душе, или Мировом Уме. В орфико-пифагорейской традиции, к которой, в частности, принадлежали Сократ, Платон и его последователи, существовало учение о переселении душ, метемпсихоз, по которому странствующая по телам душа не является принадлежностью только одного человека, следовательно, она не служит индикатором его индивидуальности, она безлична. Аврелий Августин в работе «О Граде Божьем» правильно усмотрел связь теории метемпсихоза с циклической моделью времени. Он страстно выступил против обезличивания души: душа один раз вместе с человеком рождается и вместе с ним умирает, и вместе они должны воскреснуть.

В христианстве душа приписывается только человеку. Связь души с телом мыслится неразрывной, здесь душа индивидуальна, она помогает человеку ориентироваться в мире, помогает выжить, служа инстинкту самосохранения. А в мире присутствует Дух Святой, посланный Отцом Небесным в утешение людям после Вознесения Христа. Именно частицу Духа Святого вдохнул Бог в тело человека, сделав его тем самым своим «образом и подобием» и выделив из остального природного мира. Таким образом, Дух — это звено между. Богом и человеком,

1 Антиномия — наличие двух противоречивых, но одинаково обоснованных суждений.



вертикаль, связующая небо и землю. Душа имеет структуру, части. Дух же бесчастен, он всегда целостен, а, следовательно, свободен. Духовная инстанция зовет человека на подвиг, на служение Богу и людям вплоть до самопожертвования, до принятия крестной муки, — т.е. всего того, что не связано с самосохранением себя как биологической особи, но связано с сохранением себя как личности. Таким образом, духовное начало в человеке может привести его к самопожертвованию во имя высших ценностей и идеалов. Поэтому так значим в христианской традиции культ мучеников, подвижников, святых. Человек духовный должен поддерживать в себе это божественное начало деятельным служением Богу и людям, должен подтверждать свою духовность всей своей жизнью. Западная цивилизация не состоялась бы без такого героического отношения к высоким духовным ценностям и идеалам.
Разместил: философия Дата: 21.04.2009 Прочитано: 45991
Распечатать

Всего 1 на 7 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7

Дополнительно по данной категории

21.04.2009 - Средневековая философия. Хронология
23.03.2009 - Средневековая философия
23.03.2009 - Особенности средневековой философии
23.03.2009 - Основные проблемы средневековой философии
23.03.2009 - Номинализм и реализм

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы