В христианстве этическими идеалами являются не античные атараксия (безмятежность), автаркия (независимость), апатия (бесчувствие), а по духу прямо обратное: зависимость от Бога, Матери-Церкви, от братьев по вере, авторитетов, традиции, соединяющей христианина со всеми поколениями христиан в единую Церковь; страстное желание своего спасения !, отсюда переживание таких экзистенциальных2 чувств, как страх, отчаянье, надежда.
Благодаря христианству открываются и разрабатываются такие новые пласты человеческого существа и существования, неведомые Античности, как воля и дух. Тема и проблема воли возникают из темы греха.
Христианская картина мира пронизана парадоксами, в ней много прямо противолежащих друг другу установок, контроверз. Эти парадоксы заставляли теологическую мысль искать способы примирения, согласования не сходящихся друг с другом положений. Общая позиция будет состоять в том, что в Боге противоположности сходятся, примиряются. Но все-таки теологам такого ответа было недостаточно, каждый конкретный парадокс они стремились разрешить рациональным образом, так что диалектическому методу, разработанному в античной философии, было найдено достойное место приложения сил. Например, из одной такой неоднозначности вырастает острейшая проблема христианской теологии и христианского мирочувствования — проблема теодицеи: оправдание Бога. Ведь если Бог благ, и Он творец всего мироздания, то непонятно, откуда берется зло. Основной лейтмотив ответа христианской теологии по данной проблеме следующий: зла нет, зло неметафизично, а то, что человек называет «злом», на самом деле есть умаление добра, как сумерки — это недостаток света3. Кроме того,
1 До стигматов (ран Христовых, которые появляются у экзальтированных натур), как это было у св. Франциска Ассизского, о чем пишет Бонавентура, и многих других; до самобичевания, так, в позднее Средневековье и Возрождение эта практика принимала характер эпидемий: ходили толпы людей по Европе и сами себя хлестали бичами.
2 Т.е. фундаментальных, лежащих в основании человеческого существования, которых человек не может избежать.
3 Скажем справедливости ради, что подобный ответ присущ не только неоплатоникам, у которых христиане его, скорее всего, позаимствовали, например, Августин и Ареопагит, а за ними другие; но такой ответ дает и Аристотель, который зло трактует как лишенность.
теологи предлагали дополнительные объяснения причин существования зла, которое искали в области психологии, этики, социальной сфере, но никогда не мыслили его, как присущее самому бытию.
Проблема свободы воли также связна с антиномичностью' христианской картины мира. Грех как один из вариантов зла по христианской теологии возникает из-за свободы воли, когда человек ею дурно распоряжается. Парадокс в том, что, с одной стороны, Бог благ и всеведущ, с другой, Он попустил, чтобы человек, Его любимое творение, Его «образ и подобие», смог совершить столь тяжкий проступок, что неминуемо последовало суровое наказание — изгнание из Эдема, райского сада. Для христианского мирочувствования здесь не просто интеллектуальный ребус — это проблема, смыслоорганизующая жизнь и строй чувств христианина: как можно любить столь жестокого Бога, верить Ему, служить? Данная проблема с не меньшей остротой будет волновать и мыслителей Возрождения. По ней выскажется и Лоренцо Балла; по проблеме свободы воли напряженнейший диалог проведут между собой Эразм Роттердамский и Мартин Лютер.
С далеко идущими следствиями для западной культуры и западного образа жизни христианские теологи последовательно провели различение души и духа. Понятие души, псюхэ, было хорошо известно Античности. Здесь душа рассматривалась как часть тела, одушевляющая его, то есть приводящая в движение. Античная мысль полагала, что все движущееся одушевлено. Раз Космос внутри себя пребывает в движении, значит, он одушевлен. Некоторые философы учили о Космической, или Мировой, душе, или Мировом Уме. В орфико-пифагорейской традиции, к которой, в частности, принадлежали Сократ, Платон и его последователи, существовало учение о переселении душ, метемпсихоз, по которому странствующая по телам душа не является принадлежностью только одного человека, следовательно, она не служит индикатором его индивидуальности, она безлична. Аврелий Августин в работе «О Граде Божьем» правильно усмотрел связь теории метемпсихоза с циклической моделью времени. Он страстно выступил против обезличивания души: душа один раз вместе с человеком рождается и вместе с ним умирает, и вместе они должны воскреснуть.
В христианстве душа приписывается только человеку. Связь души с телом мыслится неразрывной, здесь душа индивидуальна, она помогает человеку ориентироваться в мире, помогает выжить, служа инстинкту самосохранения. А в мире присутствует Дух Святой, посланный Отцом Небесным в утешение людям после Вознесения Христа. Именно частицу Духа Святого вдохнул Бог в тело человека, сделав его тем самым своим «образом и подобием» и выделив из остального природного мира. Таким образом, Дух — это звено между. Богом и человеком,
1 Антиномия — наличие двух противоречивых, но одинаково обоснованных суждений.
вертикаль, связующая небо и землю. Душа имеет структуру, части. Дух же бесчастен, он всегда целостен, а, следовательно, свободен. Духовная инстанция зовет человека на подвиг, на служение Богу и людям вплоть до самопожертвования, до принятия крестной муки, — т.е. всего того, что не связано с самосохранением себя как биологической особи, но связано с сохранением себя как личности. Таким образом, духовное начало в человеке может привести его к самопожертвованию во имя высших ценностей и идеалов. Поэтому так значим в христианской традиции культ мучеников, подвижников, святых. Человек духовный должен поддерживать в себе это божественное начало деятельным служением Богу и людям, должен подтверждать свою духовность всей своей жизнью. Западная цивилизация не состоялась бы без такого героического отношения к высоким духовным ценностям и идеалам. |