Вся новая философия в противоположность античной и средневековой на всем своем протяжении и во всех своих представителях не признает природы как Сущего. И, можно сказать, весь ход развития, все детали и изгибы основных типов новой европейской мысли (а также новейшей) предрешаются этим непризнанием. (Вл. Эрн).
Хаотизация жизни шла исторически параллельно с ростом рационализма. Систематическая и все растущая хаотизация жизни началась с тех пор, как новое человечество в борьбе с мистическим началом средневековья сознательно оторвалось от Природы как Сущего и орудием своего властного самоутверждения провозгласило – рационализм.
Для того чтобы действительно преодолеть рационализм, необходимо по-новому, метафизически осознать природу мысли: мыслящее и постигаемое суть едины в Сущем. … Культура должна осознать свое средоточие в Церкви, а христианство должно осознать в подлинной культуре периферию Церкви. Истинный мир между культурой и Церковью, нарушенный новой историей и процветавший в Средние века и в Византии, может быть восстановлен лишь логистической разработкой метафизических основ культурного делания человечества.
В XV веке было совершено знаменитое географическое открытие – Америки; оно приобрело большее значение, чем это можно сейчас представить. Тогда вся вселенная была ограничена теми пределами, которые были хорошо известны европейцам; а оказалось, что это не совсем так, и географические открытия расширили культурный кругозор европейцев.
В XVI веке открытие Коперника; это не столько открытие, сколько возобновление такой астрономической теории, которая как теория была известна ещё в древности – что центром вселенной является Солнце, а не Земля. Коперник же возобновил её и оснастил большим количеством подробностей и аргументацией. Это астрономическое утверждение совершило переворот. Когда оно появилось, оно заставило всполошиться официальные церковные власти, потому что эта теория шла вразрез с той теорией, которая считалась библейской, – что Земля является центром вселенной, а светила – чтобы освещать Землю. Это перевернуло всё мировоззрение человека, потому что мировоззрение человека в своих внешних признаках частенько совпадает с картиной звездного неба, а когда европейцы почувствовали, что обычная картина, которая была известна их предкам, нарушена, это потрясло их представления о внешнем мире. Это вторая причина.
В XV-XVI вв. возникло движение, связанное с философским пантеизмом. Христианские церковные представления стали ставиться под сомнение, но возникли магические представления о вселенной, как пантеизм, учение о человеке как о микрокосме, возникла минералогическая медицина (раз человек – часть вселенной).
Такие настроения послужили для того, чтобы прежняя картина мира была поставлена под сомнение: философское сомнение, научные открытия – основные факторы.
К перевороту ещё послужили технические открытия. Например, изобретение книгопечатание, которое мгновенно сделало доступными книги не только для богатых людей, а для любого серьёзного человека.
Сюда же можно присовокупить возникновение огнестрельного оружия: значит, совершенствование армии, стала доминировать пехота с огнестрельным оружием (раньше всадники), и регулярное пехотное войско стало эффективным. Тем самым, межгосударственные контакты резко усилились и приняли драматический оборот, широкомасштабные войны могли легко возникать и давали быстрый результат. Это тоже косвенным образом послужило к изменению всей культурной обстановки.
Это не полный перечень обстоятельств. Главное – именно в XV-XVI века произошёл радикальный перелом в культурном состоянии Европы, который лег рубежом между средневековьем и новым временем. Сейчас мы живём в этом новом периоде, который имеет своими истоками эти два столетия. В философском отношении это совсем новая философия.
Причины философского переворота
Их называют 4, но одна из них не является существенной.
1. Возобновление интереса к древней философии;
2. Философский скептицизм;
3. Религиозная реформация;
4. Научные открытия.
Вторая причина не так существенна. Скептицизм потому и возник, что возник интерес к древним философам, а когда изучаются разные философские системы, то скептицизм возникает неизбежно, потому что они говорят приблизительно об одном и том же, но разное, поэтому лучше упоминать только 1, 3, 4 причины. |