Интенция | Все о философии Бесплатные тесты онлайн
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Вечная жизнь - а вам нужна она?

Да
Нет
Не решил
Земная не нужна


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 295
Комментарии: 0
Спонсоры

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Гилозоистическая онтология Джордано Бруно

1. Истоки
2. Учение о Мировой Душе
3. Мир как утраченное единство
4. Мировая Душа и одухотворенность природы
5. Однородность мира

Истоки


Большое влияние на Бруно имело учение Коперника и заново открытые в результате переводов, осуществлённых Марсилио Фичино, идеи Платона. Среди других влияний можно упомянуть Фому Аквинского, Аверроэса, Дунса Скота и Николая Кузанского. В философии Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и Мировой Душе как движущем принципе Вселенной, которые привели Бруно к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов и пифагорейцев. У Николая Кузанского Бруно почерпнул идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога. Это дало ему возможность противопоставить схоластическому аристотелизму свою пантеистическую натурфилософию. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах».

Учение о Мировой Душе


Под влиянием неоплатонизма Бруно допускал существование Мировой Души, понимаемой как принцип жизни и как духовная субстанция, которая, находясь во всех без исключения вещах, составляет их движущее начало. Здесь Бруно становится на позицию гилозоизма.

Мировая Душа господствует над материальным миром. Ее главным атрибутом является «универсальный разум», выступающий как действующая сила одушевленной природы. Вечным и бесконечным основанием, первоосновой всего существующего является Единое, представляющее собой синтез материального и духовного начал, субстанциальную причину и возможность всякого существования.

Взгляды Бруно включают в себя элементы диалектики, напоминающие диалектику древних, прежде всего гераклитовскую. Природа у него находится в непрерывном изменении, порождает все новые и новые формы в вечном круговороте вещей. В ней происходит вечный процесс «развертывания» того, что потенциально, в «свернутом» виде, содержится в ее субстанциальной основе – в Едином.

Подобно Платону и неоплатоникам, Бруно мыслил Единое как Благо, или Добро. Отсюда его этическая концепция: все исходит от Единого Добра и должно возвратиться к этому вечному, абсолютному первоначалу. Человек в этом восхождении должен помнить о том, что он, как частица вечности, должен пренебречь страхом личной смерти или гибели. Мерилом нравственности являются земные дела человека, которые он призван творить бесстрашно и самоотверженно, принося пользу себе и другим. А для того чтобы направлять усилия на достижение истинных, а не ложных целей, человеку необходимо познавать мир, Божественную природу, самого себя. На высшей ступени познания в человеческой душе проявляется универсальный разум Мировой Души, в сфере которого происходит разрешение противоречий, возникающих на предшествующих стадиях познания. В целом же постижение мира – бесконечный процесс, потому что сам предмет постижения бесконечен.

В гилозоистической натурфилософии Бруно, направленной против схоластического аристотелизма, неоплатонические понятия о едином начале и Мировой Душе переплетаются с представлениями ранней греческой натурфилософии и герметической традиции.

Во всеединстве божественной первопричины все бытие пребывает в свернутом виде (complicatio); все противоположности в нем совпадают. Множественность вещей мира – результат его развертывания (explicatio). Таким образом, божественное присутствует во всех формах природы. Бог – не вне мира, а в нем.

Мир как утраченное единство


В мире, развернутом до отдельных вещей, единство противоположностей, однако, утрачивается. Поскольку тем самым в них разделяются возможность и действительность, вещи не суть то, чем они могут быть, а потому несовершенны, изменчивы и преходящи.

Мировая Душа и одухотворенность природы


Первопричиной, действующей в природе, является Мировая Душа. Порожденный ею ум – "внутренний художник", изнутри придающий материи форму, пока та не достигнет разнообразия природы. «Но форма не налагается на материю извне – материя содержит ее в себе и дает ей проявиться».

Материя и все элементы мира пронизаны духом и потому одушевлены. В своем позднем творчестве Бруно развивает идею «монад, которые, будучи мельчайшими и простейшими единицами, содержат в себе сущности вещей и являются элементами природы».

По самой природе Вселенной человеческий дух стремится к познанию бесконечного. Бесконечность – это тот центр, вокруг которого он кружит, никогда не достигая его. Поэтому дух влеком вперед "героическим энтузиазмом", приводящим к росту сознания и к его постепенному уподоблению божественному Началу.

Однородность мира


Одно из главных положений современной науки состоит в утверждении однородности пространства, однородности всего мира. Античная и средневековая культура всегда рассматривали мир иерархически. Предметы мира отличаются не только количественно, но и качественно. Скажем, по Аристотелю и томистской физике, есть сфера эфира, сфера звезд, где возможно совершенное движение (на земле движение несовершенно). Джордано Бруно полностью отвергают такую точку зрения, утверждая, что все части мира подчиняются одним и тем же законам.

В философском учении Джордано Бруно неоплатоническое «Единое» полностью сливается с понятием Вселенной. Вселенная – едина, бесконечна, не сотворена, неподвижна: в ней совпадают непрерывные изменения с постоянством природных законов, так как в каждой частице материи заключены все свойства Вселенной. Внутренняя способность к образованию форм принадлежит «Душе Мира». Вся природа одушевлена и движет саму себя.
Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 4357
Распечатать

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Джордано Бруно (1548–1600) Биография
23.03.2009 - Космология Бруно
23.03.2009 - Бруно. Природа как «бог в вещах»
23.03.2009 - Бруно. Учение о Едином
23.03.2009 - Бруно. Материя и форма

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

философский камень
Полезное
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы