Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Хорошо сформулированный вопрос - половина ответа?

Да, это кратчайший путь к ответу
Это повод задуматься
Это повод не думать
Это выраженное намерение


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 679
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Бруно. Природа как «бог в вещах»

1. Новый подход
2. Особенности учения Джордано Бруно
3. Учение о самодвижущейся материи
4. Особенности пантеизма Бруно
5. Натурфилософия как экстатическое богопознание
6. Материалистическое понимание природы
7. Возможность богаче актуальности
8. Бесчисленные миры

Новый подход


Снимая, далее, границу между Творцом и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность формы – как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в Средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «бог в вещах».

В учении Бруно о бесконечной Вселенной выявлено подлинное мировоззренческое значение открытого Коперником гелиоцентризма. Бесконечность Вселенной у Д. Бруно означает: 1) отсутствие во Вселенной фиксированного центра, 2) физическую однородность Вселенной (все небесные тела состоят из одних и тех же элементов, имеют один и тот же вид движения, одну и ту же форму, 3) признание самодвижения Вселенной, 4) признание возможности существования различных форм жизни и бесчисленных миров во Вселенной.

Полное отождествление Бога и природы как «бесконечной субстанции» у Бруно противоречило базовому принципу католического богословия о бесконечности как исключительном атрибуте Бога. Новая космология Джордано Бруно отрицала основное для средневековой космологии деление мира на элементарный, подлунный, тленный мир и нетленный, небесный.

Особенности учения Джордано Бруно


Согласно его пантеистическим представлениям, «природа либо есть сама Бог, либо божественная сила, скрытая в вещах». Природа познаваема, и ее познание – единственная задача философии. Теология не имеет к этому познанию никакого отношения. За свои радикальные взгляды, не согласующиеся с христианской догматикой, мыслитель преследовался Католической церковью.

Развивая космологические идеи Коперника, Бруно внес в эту теорию существенное изменение. Он не был согласен, что Солнце представляет собой абсолютный центр Вселенной. Такого центра, считал он, вообще нет. Солнце является центром лишь нашей планетарной системы, оно лишь одна из бесчисленных звезд. Согласно концепции Джордано Бруно, во Вселенной существует бесконечное количество миров, населенных живыми существами, поэтому вся Вселенная – это «оживленная» бесконечная природа. Концепция гилозоизма, всеобщей одушевленности природы, была свойственна и многим другим мыслителям Ренессанса. Рассматривая природу по аналогии с животным и человеческим организмом, Бруно наделял ее «всеобщим умом» и даже «художественным интеллектом», с помощью которых достигаются порядок, целесообразность, красота и гармония.

Учение о самодвижущейся материи


Наряду с Телезио[1], Бруно представляет пантеистическую натурфилософию, основная идея которой – самодвижущаяся материя, из себя рождающая все многообразие форм своего бытия. Идейные истоки Бруно:

1)учение Кузанского о совпадении противоположностей в Боге, истолкованное Бруно пантеистически – как совпадение противоположностей Бога и природы;

2) Гелиоцентризм Коперника, переосмысленный в идею бесконечного космоса, в котором все свободно движется относительно всего;

3) мистико-магический пантеизм Парацельса с его представлением о тотальной одухотворенности материи.

По Бруно:

1) существует бесконечная Вселенная с бесконечными в ней мирами, каждый из которых при однородности их начала качественно своеобразен;

2) вселенная находится в бесконечном движении;

3) всегда текущий мир остается одним и тем же, ибо его основанием и причиной является вечно равная себе Субстанция – она же есть Бог, который не "над" миром, но "наиприсутствующее" в нем. Весь мир дышит им и потому весь одушевлен (гилозоизм). Дух (Бог) и дышащее (материя) составляют совместно дыхание (жизнь), которое в качестве единства противоположностей есть Космос – видимая красота божественной жизни.


Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 26296
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Джордано Бруно (1548–1600) Биография
23.03.2009 - Гилозоистическая онтология Джордано Бруно
23.03.2009 - Космология Бруно
23.03.2009 - Бруно. Учение о Едином
23.03.2009 - Бруно. Материя и форма

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы