Абсолют Бруно не неподвижен, его жизнь внутренне динамична и противоречива. Духовная субстанция Бог есть простое тождество силы и идеи, в недрах которого живет бесконечная возможность – материя. Тождество духа и материи, как беспредельности божественных мыслей, означает бесконечность и безначальность Творения, осуществляется как всегда новая Жизнь. Таким образом, теистическая идея сотворения Богом мира из ничего трансформируется Бруно в концепцию вечнопорождающего себя божественного космоса (или Бога, постоянно обновляющего свое "тело"). В одухотворенном космосе Бруно нет места небытию, смерти, аду и раю, есть лишь бесконечный переход от одной формы жизни к другой, не менее прекрасной.
Особенности пантеизма Бруно
В отличие от языческого пантеизма, растворяющего богов в космосе и в отличие от пантеизма средневекового, который, напротив, растворяет мир в Боге, пантеизм Бруно носит ренессансный, антиномичный или диалектический характер. Бог целиком пребывает в каждом моменте жизни – как абсолютный максимум он тождественен абсолютному минимуму, содержание которого раскрывается понятиями точки, атома, монады. Духовная субстанция сосредоточена во всякой математически мыслимой точке вселенной. В физическом плане точка есть атом – неделимое самостоятельное бытие – целое живет во всяком единичном без нарушения "суверенности" последнего. Метафизически атом есть монада: 1) одновременно отдельная вещь и "зеркало", в котором светится вся вселенная; 2) сила всякий раз новая, ибо у Бога достаточно могущества, чтобы никогда нигде не повторяться. Человеческая душа, включаясь в напряженно-противоречивый ритм божественно-космической жизни, исполняется “героическим энтузиазмом”.
Натурфилософия как экстатическое богопознание
Смысл натурфилософии – экстатическое богопознание. Тем самым, естествознание получает у Бруно сакральный смысл. Творчество и личная судьба философа отражают качественный сдвиг в отношении к природному миру, произошедший в европейской культуре, в результате которого положительная наука начнет выполнять функции религии в структуре ценностей гуманистической цивилизации.
Материалистическое понимание природы
Предпосылка его этического учения – идея смертности индивидуальной души и оценка разума как «видящего зеркала», части самой природы опровергала саму суть христианской антропологии. Эти мировоззренческие открытия Д. Бруно стоили ему жизни.
Пантеизм Бруно прокладывал путь к материалистическому пониманию природы. Неудивительно, что учение Бруно было осуждено Церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению, и был сожжен на костре.
Возможность богаче актуальности
Новое соотношение между материей и формой, новое понимание материи свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Джордано Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI–начала XVII века, как Галилей и Кавальери.
Бесчисленные миры
Используя открытие Коперника, Бруно стремился конкретизировать физический и астрономический смысл этого философского принципа, одновременно освобождая теорию Коперника от традиционного представления о конечности мироздания, замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, согласно к-рому Солнце неподвижно и составляет абсолютный центр вселенной.
В результате Бруно пришел к выводу о бесчисленности миров, а также о населенности их. Выступая против натурфилософского дуализма схоластики, утверждал физическую однородность земного и небесного мира, состоящего из земли, воды, воздуха, огня и эфира.
Джордано Бруно развивал также ряд диалектических положений: о единстве, связности и универсальном движении в природе, о совпадении противоположностей как в бесконечно большом, так и в бесконечно малом |